0 94

Владимир Ланько: «Колобков и чебурашек выгнали жить по гаражам и дачам»

Владимир Ланько вдохнул новую жизнь в забытую симбирскую игрушку Колебятко – местного Колобка, показал, каков на самом деле был Чебурашка, написал множество сказок, стихов и песен.

Алексей Юхтанов / АиФ

Недавно председатель общества славянской культуры вернулся со своими питомцами со сказочного фестиваля в Кирове. С гостем беседуем о наследии культуры славянских народов и… о современных политических реалиях.

Чебуреки… Чебоксары…Чебурашка!

А.Юхтанов: Владимир Андреевич, не слишком-то это распространённое занятие для бывшего военного – сказки писать да колобков мастерить. Как дошли до жизни такой?

В.Ланько: Я долго искал, куда приложить силы. Чем только ни занимался, рассказывать не буду. Но в один момент понял, что надо идти туда, куда тебя зовёт сердце. И я создал эту организацию 15 февраля 2001 года на Сретение Господне.

– То есть именно в народном творчестве, в славянской культуре нашли своё призвание?

– Да. Губернатором тогда был Владимир Шаманов. Я как бывший военный обратился к нему. Мне предложили неплохое помещение, бывший склад на Нариманова. Мы ремонт сделали, двор обустроили, забор сварили, поставили станки, оборудование. Я понимал, что надо как-то зарабатывать, а рассчитывать на спонсорскую помощь – несерьёзно. Я потом всем говорил: «Наклонитесь, деньги лежат!». Мы пробовали делать разные сувениры: матрёшки, например. Но всё избито. Понимаете? И тут в 2007 году появляется Петров.

– То есть краевед, доцент УлГУ Сергей Петров…

– Да! Он вот так круг очертил в воздухе: «Вы вот это сделаете?». Я ему в ответ: «Шар? Конечно, сделаем!» Я на следующий день выточил, посоветовался с художником. Он мне нарисовал личико, я потом сделал 12 штук, и он берёт это всё и несёт губернатору.

– Так кого вы изобразили? Что это за персонаж?

– Это колобок, а в Симбирске его называли «колебятко». Это есть в словаре Даля. Слово «колебятка» означает «последнее тесто из квашни» и как раз в этом значении употреблялось в Симбирской губернии. Причем слово это было как в женском роде («колебятка»), так и в мужском («колебятко»). Губернатор посмотрел мой вариант и одобрил. И правительство области начало у нас закупать их в качестве сувениров, мы получили средства для развития. Потом выиграли грант, купили станки уже побольше и получше. И это дело пошло.

– Это единственное ваше изделие?

– Конечно, нет! Ещё делаем Симбирского чебурашку.

– А этот персонаж Успенского как попал в наши края?

– Лопоухий герой мультфильмов не имеет к этому никакого отношения. Был такой глагол: чебурахнуться. Упасть, кувыркнуться. И была такая игрушка – чебурашка, с маленькой буквы. В словаре Даля написано: чебурашка – куколка, как её ни кинь, встанет на ноги. Кстати, там же есть пометка: «оба пола». Позже стали называть Ванька-встанька. Сейчас называют неваляшки. По сути – это символ несгибаемой воли русского народа.

Чебурашка женского рода или Манька-встанька.
Чебурашка женского рода или Манька-встанька. Фото: Из личного архива В.Ланько

– Колебятки, чебурашки, что ещё?

– Ещё «Симбирские забавки». Это тоже шарик – как колобок, и на нём изображена зверюшка. Либо заяц, либо сова, котёнок. Тоже смотрится очень забавно. Есть другие планы, но не буду говорить, пока не сделано.

– Но ведь вы не знаете, как выглядел этот Колебятко и другие игрушки в дореволюционном Симбирске. Вы всё придумываете от себя. Правильно ли это?

– Много раз бывало: что-то написал, а оно вдруг раз – и именно так выглядит на самом деле. Такой компьютер есть во Вселенной. И если вы идею оттуда возьмёте, то это – правильная идея. Симбиряне тоже что-то создавали с нуля. И мы создаём. Теперь потомки будут ссылаться на нас. Известно, что волжские бурлаки мастерили чебурашек. Я прошёл по музеям Золотого кольца, но нигде мне не смогли показать ни одного образца. Не сохранились. Вот мы сами и придумали ему облик.

Сейчас спою!

– Как изменилась ваша общественная организация с 2001 года?

– Я стал писать сказки, мы по ним ставим спектакли. Первый музыкальный спектакль поставили силами 9-й и 5-й школ искусств, с детским домом «Соловьиная роща». В сказке есть те же дед, бабка, медведь, волк и лиса. Но есть также птицы и звери, которые гнездятся и водятся в нашей области, там упоминается и Лазоревый край.

– Наверное, намёк на Радищевский район, где проходит фестиваль «Дикий пион»…

– Именно так! В одной из недавних публикаций «АиФ» родоначальник фестиваля Селищев упоминает, что приехал ко мне, и я помог в 2005 году поднять фестиваль до областного уровня. Потом я отошёл от этого, у меня появились «сказочные игры» – международный фестиваль в Кирове. Наш Колебятко был включён в «Сказочную карту России», и в 2012 году меня приглашают на международный фестиваль «сказочные игры». Два года нашего колобка туда возил Центр туризма. С 2014 года я взял это в свои руки. Каждый год туда пишу постановку, как визитную карточку.

– У кого вы научились писать стихи и музыку?

– Освоил сам. Мы же всё время выступаем, и праздники в городе делали. В День семьи, в день христианской добродетели. В день Веры, Надежды и Любови. У меня же были музыканты. Я учился у них делать музыкальные композиции, спрашивал: «Правильно?» Они говорят: «Правильно». Потихоньку освоил.

– Вы пришли в редакцию не просто так. Есть проблемы?

– В чём моя боль? Вот проходит праздник. К примеру, День города. Я иду в городское управление культуры и говорю: «Мы можем поставить сказку. У нас есть песни, которых нет нигде». Вот, например, в этом году исполняли – «День рождения колобка», другая появилась в прошлом году: «Жили-были колебятки». Говорю: «Я пишу сценарий. Дайте нам возможность выступить». Не то, что не дают, но и просто не отвечают. Другая проблема – нас «попросили» из нашего помещения. Станки вывезли в гаражи и на дачи. Музыкальные инструменты домой. В мэрии говорят: ищем решение проблемы, будем думать. Но пока ничего не меняется, работаем в гаражно-дачном режиме.

– Но ведь идею местного колобка пытались продвинуть с помощью специально созданной усадьбы, на коммерческой основе… Правда ничего не вышло, закрыли.

– Мы не имеем к этому никакого отношения. Её сделали втихаря. А что они могли там показать? Ничего, потому что я ничего туда не дам. Вы это сделали, да не знаете, как нужно. Спрашивайте у меня! Со сказочным героем Колобком может выступать кто угодно, любой регион. А Колебятко – о нём будьте добры спросить у Петрова или у меня. Мы видим перспективу.

Чья Древняя Русь?

– Вы назвали себя сыном Древлянской земли, потому что родились в тех местах, где происходили летописные события Х века. А, собственно, чья она – история Древней Руси? Официальная Украина говорит, что и Ярослав Мудрый – украинский, а не русский князь.

– Я бы не стал делить историю. Кто закинул этот камень раздора? Всё это отойдёт. Мы единый народ. Я считаю себя русским, хотя в паспорте у меня было написано «украинец». Но я в Крыму прожил, Крым – русский. В прошлом году был там, и я иду по улице и рассказываю своему собеседнику, что написал песню про Путина. Прохожие сзади услышали: «Ты что там плохое сказал против Путина? Смотри!». Путин там национальный герой.

– Вы написали песню про Путина?

– Да, называется «Путин – русский президент». Раньше я в своём творчестве не касался политики. Но жизнь заставила. Я написал песню «Станция Дебальцево». Как мне это ни горько было. Но там наши! Там русскоязычный народ. Русские. Ничего тут не сделать. Я думаю, что эта шелуха киевская – всё это дело отойдёт, и мы будем жить одной семьёй. Я не делил бы здесь ничего.

– Значит, вы за славянское единство?

– Да. Я ещё слова написал к «Барыне». Смысл каков? «Чехи польку предлагают, гордость нации страдает, а поляки краковяк. Нет ребята, всё не так. Русь на «барыню» зовёт, пляску русскую ведёт…». И вот так пошло. Короче, мы уважаем все народы. Я эту тему хочу закрутить. Чтобы всё это плясало. Украинцы пусть пляшут гопак, поляки краковяк, белорусы лявониху. Будем работать. Нас никакие трудности не остановят!

Досье «АиФ»
Владимир Ланько. Родился в 1953 году в Житомирской области, отставной военный. С 1993 г. проживает в Ульяновске. В 2001 году создал общество славянской культуры для популяризации и развития народного творчества.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Изучаете ли вы свой платёжный документ по жилищно-коммунальным услугам?

Самое интересное в регионах