0 133

Владимир Ланько: «Колобков и чебурашек выгнали жить по гаражам и дачам»

Владимир Ланько вдохнул новую жизнь в забытую симбирскую игрушку Колебятко – местного Колобка, показал, каков на самом деле был Чебурашка, написал множество сказок, стихов и песен.

Алексей Юхтанов / АиФ

Недавно председатель общества славянской культуры вернулся со своими питомцами со сказочного фестиваля в Кирове. С гостем беседуем о наследии культуры славянских народов и… о современных политических реалиях.

Чебуреки… Чебоксары…Чебурашка!

А.Юхтанов: Владимир Андреевич, не слишком-то это распространённое занятие для бывшего военного – сказки писать да колобков мастерить. Как дошли до жизни такой?

В.Ланько: Я долго искал, куда приложить силы. Чем только ни занимался, рассказывать не буду. Но в один момент понял, что надо идти туда, куда тебя зовёт сердце. И я создал эту организацию 15 февраля 2001 года на Сретение Господне.

– То есть именно в народном творчестве, в славянской культуре нашли своё призвание?

– Да. Губернатором тогда был Владимир Шаманов. Я как бывший военный обратился к нему. Мне предложили неплохое помещение, бывший склад на Нариманова. Мы ремонт сделали, двор обустроили, забор сварили, поставили станки, оборудование. Я понимал, что надо как-то зарабатывать, а рассчитывать на спонсорскую помощь – несерьёзно. Я потом всем говорил: «Наклонитесь, деньги лежат!». Мы пробовали делать разные сувениры: матрёшки, например. Но всё избито. Понимаете? И тут в 2007 году появляется Петров.

– То есть краевед, доцент УлГУ Сергей Петров…

– Да! Он вот так круг очертил в воздухе: «Вы вот это сделаете?». Я ему в ответ: «Шар? Конечно, сделаем!» Я на следующий день выточил, посоветовался с художником. Он мне нарисовал личико, я потом сделал 12 штук, и он берёт это всё и несёт губернатору.

– Так кого вы изобразили? Что это за персонаж?

– Это колобок, а в Симбирске его называли «колебятко». Это есть в словаре Даля. Слово «колебятка» означает «последнее тесто из квашни» и как раз в этом значении употреблялось в Симбирской губернии. Причем слово это было как в женском роде («колебятка»), так и в мужском («колебятко»). Губернатор посмотрел мой вариант и одобрил. И правительство области начало у нас закупать их в качестве сувениров, мы получили средства для развития. Потом выиграли грант, купили станки уже побольше и получше. И это дело пошло.

– Это единственное ваше изделие?

– Конечно, нет! Ещё делаем Симбирского чебурашку.

– А этот персонаж Успенского как попал в наши края?

– Лопоухий герой мультфильмов не имеет к этому никакого отношения. Был такой глагол: чебурахнуться. Упасть, кувыркнуться. И была такая игрушка – чебурашка, с маленькой буквы. В словаре Даля написано: чебурашка – куколка, как её ни кинь, встанет на ноги. Кстати, там же есть пометка: «оба пола». Позже стали называть Ванька-встанька. Сейчас называют неваляшки. По сути – это символ несгибаемой воли русского народа.

Чебурашка женского рода или Манька-встанька.
Чебурашка женского рода или Манька-встанька. Фото: Из личного архива В.Ланько

– Колебятки, чебурашки, что ещё?

– Ещё «Симбирские забавки». Это тоже шарик – как колобок, и на нём изображена зверюшка. Либо заяц, либо сова, котёнок. Тоже смотрится очень забавно. Есть другие планы, но не буду говорить, пока не сделано.

– Но ведь вы не знаете, как выглядел этот Колебятко и другие игрушки в дореволюционном Симбирске. Вы всё придумываете от себя. Правильно ли это?

– Много раз бывало: что-то написал, а оно вдруг раз – и именно так выглядит на самом деле. Такой компьютер есть во Вселенной. И если вы идею оттуда возьмёте, то это – правильная идея. Симбиряне тоже что-то создавали с нуля. И мы создаём. Теперь потомки будут ссылаться на нас. Известно, что волжские бурлаки мастерили чебурашек. Я прошёл по музеям Золотого кольца, но нигде мне не смогли показать ни одного образца. Не сохранились. Вот мы сами и придумали ему облик.

Сейчас спою!

– Как изменилась ваша общественная организация с 2001 года?

– Я стал писать сказки, мы по ним ставим спектакли. Первый музыкальный спектакль поставили силами 9-й и 5-й школ искусств, с детским домом «Соловьиная роща». В сказке есть те же дед, бабка, медведь, волк и лиса. Но есть также птицы и звери, которые гнездятся и водятся в нашей области, там упоминается и Лазоревый край.

– Наверное, намёк на Радищевский район, где проходит фестиваль «Дикий пион»…

– Именно так! В одной из недавних публикаций «АиФ» родоначальник фестиваля Селищев упоминает, что приехал ко мне, и я помог в 2005 году поднять фестиваль до областного уровня. Потом я отошёл от этого, у меня появились «сказочные игры» – международный фестиваль в Кирове. Наш Колебятко был включён в «Сказочную карту России», и в 2012 году меня приглашают на международный фестиваль «сказочные игры». Два года нашего колобка туда возил Центр туризма. С 2014 года я взял это в свои руки. Каждый год туда пишу постановку, как визитную карточку.

– У кого вы научились писать стихи и музыку?

– Освоил сам. Мы же всё время выступаем, и праздники в городе делали. В День семьи, в день христианской добродетели. В день Веры, Надежды и Любови. У меня же были музыканты. Я учился у них делать музыкальные композиции, спрашивал: «Правильно?» Они говорят: «Правильно». Потихоньку освоил.

– Вы пришли в редакцию не просто так. Есть проблемы?

– В чём моя боль? Вот проходит праздник. К примеру, День города. Я иду в городское управление культуры и говорю: «Мы можем поставить сказку. У нас есть песни, которых нет нигде». Вот, например, в этом году исполняли – «День рождения колобка», другая появилась в прошлом году: «Жили-были колебятки». Говорю: «Я пишу сценарий. Дайте нам возможность выступить». Не то, что не дают, но и просто не отвечают. Другая проблема – нас «попросили» из нашего помещения. Станки вывезли в гаражи и на дачи. Музыкальные инструменты домой. В мэрии говорят: ищем решение проблемы, будем думать. Но пока ничего не меняется, работаем в гаражно-дачном режиме.

– Но ведь идею местного колобка пытались продвинуть с помощью специально созданной усадьбы, на коммерческой основе… Правда ничего не вышло, закрыли.

– Мы не имеем к этому никакого отношения. Её сделали втихаря. А что они могли там показать? Ничего, потому что я ничего туда не дам. Вы это сделали, да не знаете, как нужно. Спрашивайте у меня! Со сказочным героем Колобком может выступать кто угодно, любой регион. А Колебятко – о нём будьте добры спросить у Петрова или у меня. Мы видим перспективу.

Чья Древняя Русь?

– Вы назвали себя сыном Древлянской земли, потому что родились в тех местах, где происходили летописные события Х века. А, собственно, чья она – история Древней Руси? Официальная Украина говорит, что и Ярослав Мудрый – украинский, а не русский князь.

– Я бы не стал делить историю. Кто закинул этот камень раздора? Всё это отойдёт. Мы единый народ. Я считаю себя русским, хотя в паспорте у меня было написано «украинец». Но я в Крыму прожил, Крым – русский. В прошлом году был там, и я иду по улице и рассказываю своему собеседнику, что написал песню про Путина. Прохожие сзади услышали: «Ты что там плохое сказал против Путина? Смотри!». Путин там национальный герой.

– Вы написали песню про Путина?

– Да, называется «Путин – русский президент». Раньше я в своём творчестве не касался политики. Но жизнь заставила. Я написал песню «Станция Дебальцево». Как мне это ни горько было. Но там наши! Там русскоязычный народ. Русские. Ничего тут не сделать. Я думаю, что эта шелуха киевская – всё это дело отойдёт, и мы будем жить одной семьёй. Я не делил бы здесь ничего.

– Значит, вы за славянское единство?

– Да. Я ещё слова написал к «Барыне». Смысл каков? «Чехи польку предлагают, гордость нации страдает, а поляки краковяк. Нет ребята, всё не так. Русь на «барыню» зовёт, пляску русскую ведёт…». И вот так пошло. Короче, мы уважаем все народы. Я эту тему хочу закрутить. Чтобы всё это плясало. Украинцы пусть пляшут гопак, поляки краковяк, белорусы лявониху. Будем работать. Нас никакие трудности не остановят!

Досье «АиФ»
Владимир Ланько. Родился в 1953 году в Житомирской области, отставной военный. С 1993 г. проживает в Ульяновске. В 2001 году создал общество славянской культуры для популяризации и развития народного творчества.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Насколько, по-вашему, чиновники искренни в желании помочь людям?

Самое интересное в регионах