Владимир ТОЛСТОЙ 0 89

Вера Ерхова: «Образование находится в непонятном положении»

Вера Ерхова свои лучшие годы посвятила детям, работая учительницей начальных классов. Накануне своего 90-летнего юбилея она поделилась с «АиФ» взглядами на жизнь, современную педагогику и человеческое счастье.

Владимир Толстой / АиФ

Жить в любые времена

– Вера Ивановна, что, по вашему мнению, в советской школе было такого, чего нет в нынешней?

– Дети сейчас совсем другие, но это случилось не сразу, не вдруг. Эти перемены я почувствовала уже в последние годы своей работы. Раньше было больше дисциплины, ученики ценили авторитет учителя, были более послушны и вежливы. А вся проблема в том, что именно тогда, в 80-е годы, начали меняться представления взрослых о жизненных ценностях, уже не стало прежних крепких семейных отношений.

Досье
Вера ЕРХОВА. Родилась в селе Теньковка Ульяновской области 2 сентября 1927 года. Окончила семилетнюю школу, Ульяновское педагогическое училище. Много лет работала учителем начальных классов в сельских школах области. В 1967 году переехала с семьёй в Самару. На пенсии с 1982 года.

Появилась и грубость, и расхлябанность. Видимо, уже тогда в обществе произошло смещение представлений, и материальное благополучие стало считаться важнее любви к близким, искренности в дружбе, ответственного отношения к делу. Раньше алчность и стяжательство считались пороками человеческой натуры, а теперь их возвели в ранг достоинства. Но надо уметь жить в любые времена.

– Так на чём же тогда держались авторитет учителя и престиж профессии?

– Я из учительской семьи. И мама моя была учительницей, и сестра. И муж был историком, директором школы. Мама – обычный сельский педагог, прожила с нами до последнего вздоха, читала книги, газеты, слушала радио, обязательно смотрела программу «Время». И меня к этому приучила. Мамочка была награждена за свой труд высшей государственной наградой – орденом Ленина! Возможно ли что-то подобное сейчас?

Но дело не только в традициях. Детям свойственно стремиться к знаниям, открывать для себя новый мир. Раньше, особенно в сельской местности, учитель был единственным источником знаний. Учитель и книги! Мы с мужем всю жизнь собирали библиотеку, у нас было много книг по искусству и истории, мы с супругом постоянно использовали их на уроках.

Потом появилось телевидение, а сейчас ещё и интернет. Пока учитель занята составлением кучи планов и отчётов, ребёнок черпает всяческие знания оттуда – причём не только полезные, но и вредоносные. И сегодня задача учителя не только давать знания, но и учить детей ориентироваться в том потоке информации, который на них обрушился, отличать доброе от злого, реальное от выдумки.

С заботой о будущем

– Но и сейчас есть семьи, где родители принципиально не держат дома телевизор, а доступ в интернет строго дозируют и для себя, и для детей…

– Можно, конечно, пытаться ограничивать доступ детей к интернету, но, как говорится, запретный плод становится лишь желаннее. С другой стороны, если такие семьи появились, значит в людях вновь начало просыпаться понимание, что правильное воспитание детей – это ещё и забота о собственном будущем. Само школьное образование находится в непонятном положении. Нет единства программ, образовательных стандартов, и даже количество учебных дней оставляется на усмотрение школьной администрации. А тут ещё решили учебный год перенести на 1 октября. Надеюсь, этого не случится. Даже в войну школьники и учились, и колоски собирали.

Начало пути: вместе с мужем Алексеем Степановичем (директором школы) и учениками Медянской начальной школы. 1947 год. Начало пути: вместе с мужем Алексеем Степановичем (директором школы) и учениками Медянской начальной школы. 1947 год.
Начало пути: вместе с мужем Алексеем Степановичем (директором школы) и учениками Медянской начальной школы. 1947 год.

 

Отчётами завалили

– Среди ваших учеников кто-нибудь стал педагогом? Общаетесь ли вы с ними?

– Ко мне иногда заходят две мои ученицы – одна работает в школе, другая – в колледже. И обе говорят, что проблем множество. Во-первых, отчитываться в письменном виде сейчас приходится чуть ли не за каждое слово, сказанное на уроке, а это «съедает» всё время. Во-вторых, сейчас учитель без разрешения родителей не имеет права заставить ребёнка заниматься посильным трудом. Я со своими учениками выходила и на сельхозработы, и это считалось нормой. Даже в городской школе вместе с детьми занимались благоустройством пришкольной территории. Участки были закреплены за каждым классом, и успеваемости это нисколько не мешало. В конце концов – это смена деятельности. И в классах сами дети убирались – и подметали, и полы мыли. А сейчас даже стереть с доски считается эксплуатацией детского труда. Если следовать этой логике, то и уроки физкультуры придётся запретить – там же физические нагрузки.

– Сейчас в одном классе могут учиться дети из обеспеченных семей и из тех, что едва сводят концы с концами. Это правильно, вы думаете?

– А как по-другому? Все должны иметь равные возможности, хотя бы в образовании. Суть-то человека не в том, насколько модно и дорого он одет, а в том, что у него в голове, в том, есть ли у него желание и способность учиться. Ума ведь не купишь. А завидовать тем, кто может позволить себе дорогие побрякушки, не стоит. Вероятно, задача учителя сейчас осложняется ещё и необходимостью поддерживать мир, стабильность и нормальные отношения в таком неравном детском коллективе. Но дети и в прошлом веке одинаковыми не были – и учились они по-разному. Но тогда учитель был обязан дать им определённый набор знаний. Кто-то справлялся в учебное время, с кем-то требовалось заниматься дополнительно. А теперь без репетиторов мало кто обходится. Странно даже слышать о таком, что школа не даёт тех знаний, которые сама же потом требует на экзаменах.

К нам в Теньковку (село в Карсунском районе) во время войны эвакуировали детей с оккупированных немцами территорий, для них организовали детский дом, и никто не видел разницы между местными детьми и эвакуированными. Всех учили и обо всех заботились одинаково.

Деньги счастья не прибавят

– Раньше выпускников педагогических вузов и училищ отправляли на определённый срок работать в сельские школы. Как вы думаете, не стоит ли возобновить подобную практику?

Фото: АиФ/ Владимир Толстой

– Я сама после педучилища отправилась в родное село, меня не надо было распределять. Учитель начальных классов – самая универсальная педагогическая профессия. Я преподавала и русский язык, и рисование, и пение, и физкультуру. Но специалист, которого отправляют куда-то в принудительном порядке, едва ли будет хорошо работать. Молодым кадрам после окончания вуза непросто найти работу по специальности в городе, а в село всё равно никого не заманишь. Молодому человеку свойственно иметь мечту, но при современной системе образования даже с этим возникают проблемы: раньше мальчики мечтали стать космонавтами, в крайнем случае, лётчиками, девочки – врачами и учителями, а сейчас они хотят стать моделями, а ребята – кем угодно, лишь бы денег побольше. Мало кто понимает, что сами по себе деньги счастливее не делают.

– А себя вы считаете счастливым человеком?

– Мне есть, что вспомнить. В наше время в село ни театр, ни артисты не приезжали, и мы с учителями ставили и пьесы, и капустники по любому поводу озорные придумывали и показывали их ученикам и родителям.

В Самару к нам часто приезжали в гости и коллеги, и ученики, мы всех привечали как родных. Есть множество людей, которые вспоминают обо мне с благодарностью. Если это счастье, то да, считаю.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Изучаете ли вы свой платёжный документ по жилищно-коммунальным услугам?

Самое интересное в регионах