aif.ru counter
Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА 0 422

Сергей Юрьев: «Зёрна будущих угроз посеяны в современности…»

Куда катится мир? Что ждёт в будущем нас и наших потомков? Какие зёрна грядущих угроз таятся в современности? Ответы на эти вопросы люди ищут везде, где возможно – в том числе, и в фантастической литературе.

Из личного архива С.Юрьева / АиФ

Об опасностях и вызовах, с которыми, возможно, предстоит столкнуться человечеству, мы поговорили с писателем-фантастом Сергеем Юрьевым

Выдумка? Иллюзия? Мечта?

Т. Захарычева: Что в фантастике интересного для писателя и привлекательного для читателя?

С. Юрьев: Фантастика не более иллюзорна, чем любая другая литература. Более того – в ней порой бывает правды не меньше, чем в реальной жизни. Если вдуматься, то начинаешь понимать, что прошлое – сказка, сочинённая теми, кто когда-то одержал победу в борьбе за власть, настоящее – иллюзия, сотканная из рекламы и официальной пропаганды, а будущее – не более, чем мечта. Разглядеть реальность в этой мешанине фантазий, сложить её в сколько-нибудь цельную картину способен далеко не каждый.

 - И всё-таки настоящая фантастика – это попытка предвидения. В советские времена для братьев Стругацких, Ивана Ефремова и многих других авторов будущее человечества было основной темой творчества. Однако прогноз о светлом коммунистическом завтра  оказался утопией, а нынешние авторы предпочитают вообще воздерживаться от попыток предсказаний…

- Тогда существовала официальная точка зрения на то, каким должно стать будущее. Настоящим бестселлером отечественной фантастики была Программа КПСС, принятая в 1962 году. Кстати, у многих авторов, в частности, у братьев Стругацких светлое коммунистическое будущее выглядело весьма реалистично и очень привлекательно.  Но они уже тогда наверняка понимали, что мир, где нет проблем и противоречий, неизбежно начнёт деградировать. Так что, без угроз и конфликтов и у них не обходится. Только в качестве «полигона» для негативных сценариев дальнейшего пути развития человечества были избраны некие несовершенные миры с гуманоидными цивилизациями. Например, тот же Саракш из романа «Обитаемый остров», над которым в особо извращённой форме надругался режиссер Федор Бондарчук. Его одноимённый фильм совершенно противоречит духу и стилю книги и сделан по современным стандартам клипованного мыла.

- Но в советские времена фантастика пользовалась большей популярностью, чем сейчас…

- Скорее, более популярна была сама привычка к чтению. Впрочем, не стоит преувеличивать роль СССР как самой читающей страны. Для многих советских людей наличие книг в доме было, скорее, вопросом престижа, знаком способности достать дефицитный товар. Помнится, когда в 1983 году вышло первое издание сборника стихов Владимира Высоцкого «Нерв», мы с группой товарищей устроили в честь этого события вечер в ДК «Планета». Так обществу книголюбов Механического завода не удалось выбить ни одного экземпляра – даже на главный приз книжной викторины. Всё расхватала партийная и советская номенклатура.

- Когда-то считалось, что литературу, и фантастику в частности, душит советская цензура ...

- Цензурные препоны советских времен сильно преувеличены. Более того: в 90-е годы пошла мода переиздавать популярные книги «в авторской редакции». У Стругацких есть великолепная вещь «Понедельник начинается в субботу», которая вышла в 1967 году. А в 90-х был издан «авторский» вариант – «без цензуры». И у меня сложилось такое впечатление, что никакой цензуры не было. Была лишь качественная профессиональная работа редактора. Кстати, если бы Стругацкие появились сейчас и пытались бы писать в том же духе и с тем же мастерством, то едва ли их творчество было принято с распростёртыми объятиями современными издателями. Сейчас в чести куда более примитивные тексты.

Жемчужины теряются в навозной куче

- Неужели из всего изобилия современной российской фантастики невозможно выделить по настоящему достойные произведения? 

-  Именно в этом изобилии и состоит главная проблема. В нём заблудились не только читатели, но и издатели. Редакционную политику подавляющего большинства издательств регулируют книгопрода́вцы, которые уверены в том, что читатель – идиот, что коммерчески может быть успешен лишь тот сюжет, где льются реки крови на фоне половых извращений. Кстати, обилие наименований книжной продукции с лихвой компенсируется ничтожностью тиражей. Никто не желает вкладывать средства в популяризацию действительно достойных авторов, предпочитая печатать всё подряд, но «по чуть-чуть». Это не означает, что хороших книг сейчас в принципе не выпускают. Просто читателю их очень сложно найти в  массе шелухи.

Опубликованные произведения Сергея Юрьева.

Опубликованные произведения Сергея Юрьева. Фото: АиФ/ Сергей Юрьев

- Значит книготорговцы постепенно лепят из нас тупых потребителей лёгкого чтива?

- Не думаю, что кто-то злонамеренно ставит перед собой такие цели. Просто тенденция такова, что решения принимают не специалисты, не люди обладающие знанием и вкусом, а так называемые «менеджеры», которые «заточены» исключительно под коммерческий успех. Это касается не только литературы, но и кинематографа, а уж тем более – телевидения. И многие из них уж точно находятся в плену иллюзий, которые они сами же и создают. Взять хотя бы телевизионную рекламу! Ничего, кроме раздражения, у большинства граждан она не вызывает. Косвенно это признают и сами телеведущие: «Не переключайтесь! Всего один рекламный ролик…». А может ли способствовать продвижению товаров и услуг то, что раздражает, то, что уж точно не внушает доверия, то, что нередко находится на грани полного идиотизма? А если учесть, что «налог на рекламу» включён в цену продукта, то платит за всё это убожество в конечном итоге не рекламодатель, а потребитель. Думаю, что телевизионная реклама в её нынешнем виде – вторая по масштабам афера в этом мире. После доллара – ничем не обеспеченного, но необычайно разрекламированного «фантика».

- Нет ли соблазна сделать свой прогноз на будущее, опираясь на реалии современного мира?

- Подобный замысел существует, и я думаю, в будущем году его удастся осуществить. Но одно дело написать книгу, а совсем другое заинтересовать ей издателя, а потом привлечь внимание читателей. Есть масса интересных мыслей, но сам замысел подобной книги, как принято сейчас говорить, не в тренде…

- И какой мир в этой книге мы можем увидеть?

- Мир будущего полон противоречий и вызовов, о которых мы пока даже не подозреваем. Причем эти противоречия будут связаны не только с какими-то политическими конфликтами, но и с техническим прогрессом, который вводит человеческое сознание в великие соблазны. Многое из того, что мы сейчас считаем благами цивилизации, может пойти во вред, сыграть над человечеством злую шутку.

Зло под маской

- Зло — это гаджеты, с помощью которых человек отрывается от реальной почвы и зависает в сети? 

- Это все цветочки. Не исключено, например, что скоро реализуется идея молекулярного синтеза. И тогда будет достаточно набрать код, чтобы достать из «холодильника» все что угодно. Когда все доступно, ничто не требует усилий, то теряется всякий стимул к какому-либо действию. Человеку нужна цель. И будет ли он её искать в условиях абсолютного достатка?

- Наверное, до таких угроз нам далеко. А чем для нас могут обернуться нынешние угрозы – войны, революции, теракты, финансовые кризисы?

- Всё зависит от того, чем завершится Великая Империалистическая революция, которая несколько лет назад перешла в активную фазу. Казалось бы, за всеми войнами и конфликтами последних лет не  прослеживается никакой логики. Совершенно непонятно, в чьих интересах разжигается мировой пожар. Он явно не в чьих-либо национальных интересах. Объяснить все происходящее можно только тем, что мировая финансовая олигархия стремится либо уничтожить, либо свести к минимуму роль национальных государств как таковых и утвердить безраздельную власть межнациональных финансовых корпораций. США пали первыми – теперь там даже нет собственной национальной валюты, а деньги печатает частная лавочка, именуемая Федеральной резервной системой. Это всё равно, что однажды национальной денежной единицей России был бы объявлен «билет МММ». Но Мавроди всего-то ограбил несколько миллионов соотечественников, а ФРС грабит страны и народы, и те, кто за ней стоит, чувствуют себя в полной безопасности. И нынешний мировой хаос призван ликвидировать последние препятствия для утверждения подобного миропорядка.

- Жажда власти над миром - вечная тема в фантастической литературе. Неужели к этому кто-то может стремиться?

- На самом деле нормальному человеку этого не понять. Мне вот, честно говоря, не понятно, почему люди стремятся идти по бюрократической стезе, стремятся занять руководящие посты. Я бы себя крайне неуютно чувствовал в таком положении. Но люди-то разные. Всегда были и будут Александры Македонские, Гитлеры, Наполеоны, Сталины...  К счастью, при современном политическом устройстве в большинстве стран мира власть вынуждена оглядываться на настроение народа. Более того, значительная часть официальной пропаганды настроена на то, чтобы убедить людей: власть думает так же, как и всё общество, что она ориентирована на те же ценности.

- Значит, люди не меняются? Но каждому поколению кажется, что идущие следом – слабее, безнравственнее… хуже.

- Это вечная тема. Известен древнеегипетский папирус, датированный началом второго тысячелетия до Рождества Христова, где написано буквально следующее: «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже недалек». Предки никогда не бывают довольны потомками. И это никогда не закончится. Но такого рода конфликт отцов и детей иллюзорен. Человечество не может постоянно катиться по наклонной вниз, иначе мы давно вернулись бы в каменный век.

Инопланетяне над рекой

- Какой жанр фантастики вам близок? О чем пишете сейчас?

- Жанр – не самое главное. Для меня не принципиальна разница между научной и сказочной фантастикой – лишь бы это была настоящая литература, создающая «эффект присутствия» - с динамичными сюжетами и живыми характерами персонажей. В моих книгах сказка нередко смешивается с реальностью, в них сливаются альтернативная история, политический детектив, мелодрама, приключения и мистика. В рамках одного жанра фантазии бывает тесновато…

- Что вдохновляет фантаста на труды? Может, встреча с НЛО или инопланетянами? Было?

  - Едва ли это стало поводом для выбора профессии, но НЛО мне наблюдать приходилось и не раз. Ещё в начале восьмидесятых годов, будучи студентом, своими глазами видел, как над Волгой летел светящийся объект, оставляя за собой четыре «хвоста». Его видела вся наша компания, человек тридцать. У нас на глазах он, отбросив «хвосты», сменил курс и полетел вдоль реки. А лет десять спустя опять же на волжском берегу как-то варили с приятелями густой супчик и наблюдали, как по небу странно движется светящаяся точка. Явно не самолет и не спутник, потому что двигался зигзагами. Приятель крикнул в небо: «Эй, мужики, айда к нам. Есть, что поесть!». Точка в небе исчезла, а буквально через пару минут из кустов вышли двое и говорят: «Ну, мужики, чего у вас тут поесть?».  Мы им еще и водки предложили, но они отказались. Тут уж сомнений не осталось – точно инопланетяне…

Досье
Сергей Юрьев. Родился 6 октября 1959 года в г. Уржум Кировской области. С 1962 года живёт в Ульяновске. Фотохудожник, журналист, писатель. В 2001 году вышли в свет книги «Нашествие с севера», «Хрустальная колыбель», в 2003 - «Жемчуг богов», в 2007 - «Вечность сумерек, вечность скитаний». Автор двух сборников сказок. В 2015 году вышли романы «Мир во спасение», «Неизбежность» и повесть «В мире, которого нет». Готовится к изданию роман «Игры падших». В 2012 году награждён медалью «Н. В. Гоголь – за сказочную литературу», учреждённой Некоммерческим партнёрством «Неправительственный инновационный центр» и Международным Советом по общественным наградам.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Что нужно женщине для счастья?
Самое интересное в регионах
Роскачество