Альберт Тукаев 0 168

Сергей Клевогин: «Дети стараются продать предметы старины»

Набирают популярность краеведческие проекты. «Свадьба в Обломовке», Карамзинские чтения… Как хранят историю в глубинке, рассказал учитель, краевед Сергей Клевогин.

Сергей Васильев / АиФ

Родина моя – Посурье

– Сергей Викторович, вот уже более 30 лет вы работаете в школе. Почему учитель? Что повлияло на выбор вашей профессии?

– Встретилась мне по жизни Александра Ивановна Аксёнова, очень интересный преподаватель. Именно она привила мне любовь к чтению специальной, узконаправленной литературы, в том числе и исторической. В то время не было такого изобилия книг, как сейчас, их приходилось выписывать или разыгрывать, как раз через «Аргументы и факты». Любил я и литературу, читал «запоем», люблю и сейчас, но читаю уже не так много, как раньше. Однако большее предпочтение я отдавал истории, поэтому и решил поступать на исторический факультет, хотя мой выбор многие не одобряли.

Досье
Сергей КЛЕВОГИН. Родился 13 мая 1964 г. в Сурском районе. Окончил исторический факультет Ульяновского пединститута. С 1985 года работает учителем. Входит в число лучших педагогов Ульяновской области по итогам 2016 года. Учительский стаж Сергея Клевогина – 32 года. Социальный педагог, учитель истории и культуры здоровья. Заведующий краеведческим музеем Астрадамовской средней школы. Женат. Двое детей.

– В последнее время многие политики, общественные деятели говорят, что нужно развивать чувство патриотизма у молодого поколения. А вы что понимаете под словом «патриотизм»?

– Для меня патриотизм – это прежде всего любовь к малой родине. Если человек любит её, то значит, он любит и свою страну. Малая родина – это не только место, где ты родился, но и место, где ты живёшь, место, в которое тебя тянет. Не случайно после окончания вуза я вернулся в своё Посурье. Я родился в селе Большой Кувай, живу в Никитино, а работаю в Астрадамовке.

Цена находок

– Вы неоднократный победитель исторических и краеведческих конкурсов, автор исследовательских работ. Удалось ли вам изменить отношение людей к историческому прошлому, сделать его более уважительным?

– В различных конкурсах исследовательского характера я стал принимать участие в постперестроечное время, где-то в конце 90-х годов, будучи ещё директором Никитинской средней школы. Я готовил учеников для участия в краеведческих конкурсах, в то время в районе их было очень мало, поэтому нам приходилось ездить в Карсун, Вешкайму, Димитровград, Ульяновск. Со временем на нас обратили внимание районный краеведческий музей, центр детско-юношеского туризма и экскурсии. Возможно под влиянием этого или благодаря тому, что идеология в стране была разрушена, национальная идея ещё не была сформирована, краеведение стало той зацепкой, при помощи которой стало возможным пробудить интерес детей к историческому прошлому малой родины, они её открыли по-новому. Им захотелось узнать, кто жил в том месте, где они живут сейчас, какую ценность представляют архитектурные строения, которые их окружают. Я думаю, что благодаря именно этому в нашем районе оживилась краеведческая работа, в каждой школе появились музеи.

Фото: АиФ/ Сергей Васильев

 

– Можете привести примеры исследований, которыми вы сейчас занимаетесь или занимались недавно?

– В настоящий момент я работаю над историей своего родного села Большой Кувай, активно использую источники из архива. С детьми мы часто участвуем в краеведческих конференциях, исследуем различные находки, например, монету времён Екатерины II, найденную на том месте, где раньше располагался дом известного коллекционера и нумизмата Степана Ермилина. В прошлом году занимались изучением медальона, найденного в селе Никитино, в развалинах усадьбы помещицы Марии Селецкой.

Бумажная работа иногда убивает

– Географ, путешественник Владимир Кочетков проводит свои уроки не в традиционном формате. Его воспитанники не только учатся, сидя в кабинете, но и изучают географию при помощи настоящих путешествий. И не только по Сурскому району, но и по всей области. А как проходят ваши уроки?

– Одно дело детям обрисовать предмет словесно, а другое дело дать им этот предмет потрогать. Свои уроки я стараюсь проводить неформально. Даю не только информацию, но прежде всего повод о чём-то подумать, что-то изучить самостоятельно, привлекаю для изучения исторические документы, рассказываю им, что неофициальная история более интересна. Часто провожу уроки в школьном музее, даже разрешаю ученикам трогать экспонаты, ведь многие вещи они приносят сами, их история им интересна.

– А какие находки они приносят в музей?

– В основном, если находят предметы старины, то приносят мне для того, чтобы я назвал им приблизительную цену находки. Стараются кому-нибудь продать. Но экспозицию музея тоже пополняют, например, предметами быта, которые сейчас уже трудно встретить в повседневном обиходе, например, коромысла, прялки, утюги.

– Изменилось ли в последнее время отношение общества к учителю? Ведь в советское время работать учителем, да ещё и в селе, было престижно.

– Я до сих пор помню всех своих учителей. Первая учительница Антонина Васильевна Сукманова у меня прямо перед глазами стоит. Была очень добрым, любящим детей и в то же время очень требовательным педагогом. Мы её очень уважали и любили. Она учила меня, мою сестру и моего отца. Антонина Васильевна была для нас как бы семейной учительницей. Впрочем, ни о ком из своих учителей у меня не осталось негативных впечатлений, всех вспоминаю с огромной благодарностью.

А в современном обществе много других ценностей. Знание – это всего лишь одно звено. Поэтому у современных родителей отношение к современной школе изменилось, поскольку в настоящее время семья не всегда справляется с воспитанием ребёнка, то школа становится во всём виноватой – не выучила, не воспитала. Кстати, отношение всего общества к школе изменяется и не в лучшую сторону. Я думаю, что это связано с общей ситуацией в стране.

Фото: АиФ/ Сергей Васильев

 

– Электронный дневник, поурочные планы, бесконечные отчёты. Влияет ли это на обучение детей?

– Учитель вынужден тратить огромную массу времени на вещи, может быть кому-то и нужные, но никак не учителю. Далеко не у всех родителей есть возможность посмотреть оценки своего ребёнка в электронном дневнике, но, несмотря на это, мы вынуждены выставлять оценки, размещать рабочие программы. В 21 веке это, конечно, необходимо, но я считаю, что чересчур перегибать с этим не стоит. А бумажная работа иногда убивает желание что-либо делать вообще. Хотя все поурочные планы сейчас есть в интернете, но у каждого педагога своя специфика преподавания, поэтому приходится переделывать всё под себя.

Учитель и личность

– Июнь – пора экзаменов. Выпускники сдают ЕГЭ. Многие ли ваши ученики выбирают для сдачи экзамен по истории и обществознанию?

– Эти предметы выпускники выбирают практически каждый год, но большее предпочтение отдают обществознанию, поскольку на многих факультетах этот предмет является профильным или дополнительным. Но и историю, как предмет для экзамена, выбирают очень часто и сдают её успешно. В этом году в нашей школе три выпускника, и все они сдают обществознание.

– Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий учитель?

– Думаю, что тремя, во-первых, должен любить детей. В своей жизни я ни разу не сталкивался с учителями, которые явно бы не любили детей. Во-вторых, быть профессионалом, и не только по своему предмету, но и в смежных областях. В-третьих, учитель должен любить свою работу, свою профессию. С детьми работать очень сложно, особенно с современным поколением.

Конечно, они не все интеллектуально развиты, но педагог должен понимать, что плохих детей не бывает. Если учитель пришёл в школу, то он должен сделать всё, чтобы заинтересовать и не отбить у ребят желание учиться. Я считаю, что дети в школе должны не только учиться, но и полноценно общаться, потому что именно в процессе общения формируется личность. И от того, как учитель будет свою работу выполнять, зависит то, какая личность сформируется.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Власть собирается объединить усилия по защите прав потребителей. Получится?

Самое интересное в регионах