Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА 0 98

Марина Шершина: «Самые добрые дети учатся в маленьких школах»

Накануне 1 сентября мы поговорили с директором Ерыклинской основной школы Мариной Шершиной о том, чем живут дети в маленьких сёлах.

Из личного архива

В июле прошлого года «АиФ» рассказал о небольшом селе в Мелекесском районе (статья «Притяжение Ерыклинска» в №30 за 27.07.2016 г.), которым заинтересовались филологи из санкт-петербургского университета – настолько интересный материал о нём они обнаружили на школьном сайте retro-eriklinsk.ucoz.net. Нынешнее интервью – знакомство с героями малой родины, которые заботятся не только о сохранении её истории, но и о сегодняшнем дне.

Не говорят «нет»

– Марина Александровна, за последние 25-30 лет жизнь села очень изменилась. А как менялась ерыклинская школа?

– У нас относительно новое здание. Его построили в 1996 году. Тогда в школе было 120 учеников, потому что после распада Советского Союза много семей с детьми приехало из Казахстана, Узбекистана и других республик. Но потом ни совхоза, ни рабочих мест не стало, и люди разъехались по другим местам. Сейчас у нас 35 учеников. Школа теперь малокомплектная, девятилетка, хотя раньше была средней.

В нашем здании – клуб, сельская библиотека. Школа – культурный центр, больше ничего нет. В Ерыклинске чуть больше трёхсот постоянных жителей, весной и летом приезжают дачники. Трудоспособное население есть, но работать здесь негде.

– В чём особенность детей из таких небольших сёл?

– Наши, ерыклинские, дети никогда не говорят «нет». Вот это главное! Ведь они самые первые помощники во всём. Школу убирать – это вроде само собой разумеется. Но вот поговорили с ними, что на сельском кладбище много могил, за которыми никто не ухаживает, и это нехорошо. Только спросили: «А вы с нами пойдёте?». Может, им и не хочется что-то делать, но если учитель готов браться за дело вместе с ними, никогда не откажутся, пойдут с радостью. Надо, чтобы и отдыхать, и работать было интересно, поэтому учитель должен всё делать вместе с детьми.

В мае, работая на кладбище, мы обнаружили могилу неизвестного лётчика. Ни фамилии, ни имени нет, есть только фотография, на которой молодой красивый парень в шлеме лётчика, а ещё изображение самолёта внизу. Дети очень заинтересовались, что это за лётчик, какая у него судьба, и мы развернули поисковую работу, расспрашиваем старожилов об этой могиле. Пока никто ничего вспомнить не может. Была у нас бабулечка 99 лет, мы к ней ходили, она нам много рассказывала и о селе, и о людях, и том, как церковь разрушали, и о святом источнике. Может быть, она что-то и вспомнила бы, да весной умерла. Но мы ещё не всех обошли. Начнётся учебный год, будем к ветеранам заходить почаще. Может, что-то и выяснится.

Досье
Марина ШЕРШИНА. Родилась в Сурском районе. С 1 января 2008 года – директор ерыклинской школы. Замужем, двое детей.

– Ветеранам помогаете?

– Конечно! И наш знаменитый святой родник благоустраиваем – красим, чистим, убираем. Дел в селе так много, что приходится выбирать, за что браться. И дети думают, какие дела никто, кроме нас, не сделает, а потом сами их предлагают. Это уж, согласитесь, по-хозяйски. 

Им это интересно

– В городе родители часто возмущаются, когда школьников привлекают к труду. Ссылаются на закон. Как у вас?

– И у нас такое было. Но наши родители изменились. Они видят, что детям это интересно. Мы ведь работаем весело – с песнями, кричалками, сопелками. Поработаем, отдохнём, поговорим, в школу вернёмся – чаю попьём, в газету заметку напишем.

– Получается, у сельского учителя увеличенная нагрузка. Вряд ли вам доплачивают за эту внеклассную деятельность. У вас в школе не возникает популярная сегодня тема: «Я этого делать не буду, потому что мне за это не платят»?

– Всё ведь от человека зависит. Наша завуч Надежда Валентиновна Ленникова вырастила своих двоих детей и восемь приёмных. И энергии у неё на всё хватает – и на дом, и на работу. Я скажу только одно: единомышленников и помощников у меня много, причём не только среди учителей. Например, заведующая сельской библиотекой Надежда Картушина берёт книжки и идёт к пожилым людям, которые уже из дома не выходят, вслух читать. Дети просятся идти с ней. Им это интересно.

Марина Шершина (третья слева) уверена, что учителя и дети всё должны делать вместе.
Марина Шершина (третья слева) уверена, что учителя и дети всё должны делать вместе. Фото: Из личного архива

 

Вот вы говорите об оплате… Как-то летом мне ребятишки сказали, что заходили к нашему фронтовику Фёдору Кузьмичу Моисееву, порядок навели у него и во дворе, и в доме. И это без напоминания, без инициативы учителя. Сами! Вот такой отклик на нашу работу – очень серьёзное вознаграждение. А как гимн поют!

– В чём сложности и преимущества малокомплектной школы?

– С одной стороны, в классе, где много детей, интереснее учиться. Но зато в большом

классе легко потеряться, оказаться не у дел. А у нас не получится. У нас ученики все как

на ладошке. У каждого находим таланты. Если не в первом классе, то во втором – обязательно. Наши дети и танцуют, и поют, и рисуют, даже если сначала не верили, что у них это получится.

В малокомплектной школе непросто учителям – приходится вести по несколько предметов. Я, например, по первому образованию учитель начальных классов, потом окончила естгеофак педуниверситета, но пришлось ещё учиться, чтобы вести уроки русского языка и математики…

Сейчас в школе девять учителей. Две прекрасные женщины, учителя немецкого языка и химии-биологии, приезжают к нам из Димитровграда. 160 рублей они тратят на дорогу, в шесть утра уже уходит их маршрутка в Ерыклинск. А ведь им уже за семьдесят.

Преподаватель физики и математики приезжает к нам из села Рязаново, которое ещё дальше от нас, за Димитровградом. Все они могли бы работать и в других школах, учителя везде нужны, но выбирают Ерыклинск. Святые женщины, каждый день могу говорить им спасибо, и то мало будет.

– Вы думаете о том, что вашу школу могут закрыть?

– Когда я только начинала работать директором, об этом говорили часто. А потом политика резко изменилась. Президент сказал, что надо поддерживать маленькие школы. Три года назад нас перевели в статус малокомплектной школы, и мы стали получать особое финансирование. И теперь живём...В этом году купили новые парты, школьные доски в каждый класс.

Я чувствую, что и глава района, и глава поселения нас поддерживают. Понимают, что не будет школы, и села не будет. Неподалеку от нас были прекрасные сёла – Лопата, Кипрей, Сосновка, но… почти ничего от них не осталось. Умирают.

– Но ведь кто-то скажет, что и маленькое село, и маленькая школа скорее пойдут на убыль, чем возродятся. И нужно ли пытаться их сохранять в таком случае?

– Очень нужно! Иначе откуда возьмутся такие добрые, ответственные, трудолюбивые дети? Именно у нас растут настоящие патриоты. Наши ребята в соцсетях заводят странички о своём селе, и такие чудесные фотографии выкладывают. Именно красивые виды, а не то, что плохо, неустроенно…

А видели бы вы, как мы гимн поём. Чуть не плачем. Из трёх интерпретаций гимна России ребята выбрали рок-версию (мелодия та же, но в ускоренном темпе). Когда нашли её в интернете, сказали, что разучат и так споют гимн, что все Россию полюбят.

– О чём мечтают ваши дети?

– Мечтают вернуться в школу. Кто-то говорит: вот стану учителем – обязательно приеду сюда работать. Кто-то планирует разбогатеть и помогать школе. Но… не возвращаются. В этом году две девочки окончили педучилище, но хотят жить и работать в городе.

Ерыклинск – прекрасное село, местные жители его очень любят и помнят всю жизнь. Многие возвращаются, но в пенсионном возрасте. А нам так нужна молодёжь!

– С каким настроением вы начинаете новый учебный год?

– С радостью. У меня девиз: «Мы всех победим!». Если у учителя хорошее настроение, если он готов придумывать что-то новое, ставить цели и их добиваться, то ученики обязательно будут рядом. Такая школьная жизнь всем интересна.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Согласны ли вы с переездом МФЦ на улицу Минаева,6 (быв. магазин «Свияга»)?

Самое интересное в регионах