aif.ru counter
Сергей ЮРЬЕВ 198

Илья Дербилов: «Оркестр должен уметь всё»

Оригинальность требует творческого подхода. Когда люди заняты любимым делом, это делает жизнь несколько приятнее.

Четвёртая симфония Чайковского. Дирижирует Илья Дербилов.
Четвёртая симфония Чайковского. Дирижирует Илья Дербилов. © / Ленинский мемориал Ульяновск

Прошло около полугода с тех пор, как дирижёр Илья Дербилов возглавил Ульяновский Государственный симфонический оркестр «Губернаторский». Тогда было время строить планы, а теперь – подводить первые итоги…

Новые подходы – новые имена

С. Юрьев: Илья Николаевич, совпали ли ваши ожидания с реальностью? Сегодня вы можете об этом говорить?

И. Дербилов:  В целом – да. Перед новогодними праздниками состоялась защита перед губернатором стратегии развития оркестра сроком на пять лет, где изложены планы по расширению репертуара, укреплению материально-технической базы и расширению географии гастролей. Сейчас укрепляются наши связи с Московской филармонией, фестивалем «Другое пространство» – всероссийским конкурсом произведений молодых композиторов для симфонического оркестра. С огромным успехом прошли гастроли в Саранске, а на май запланированы концерты в Ижевске и Воткинске. В ноябре состоятся большие гастроли, которые начнутся в Москве – в концертном зале имени Чайковского. Готова программа, которая будет полностью посвящена творчеству Петра Ильича Чайковского. Солировать будет замечательный скрипач Никита Борисоглебский, недавно получивший звание заслуженного артиста России. А потом начнутся очень значимые для нас гастроли: Москва, Нижний Новгород, вероятно, Кострома, а потом в Вологодской области примем участие в закрытии очень большого фестиваля имени прекрасного российского композитора Валерия Гаврилина.

Визитка региона

– А как, на ваш взгляд, местная публика оценила «новое звучание» оркестра?

– Сейчас практически на всех концертах – полные залы. Например, в новогодние праздники оркестр за 12 дней дал 22 представления для детей, которые посетило 25 тысяч человек. Это были полноценные музыкальные спектакли по мотивам старой доброй сказки «Призрак замка Кентервиль» с участием актёров Ульяновского Молодёжного театра под руководством Алексея Храбскова. Он, кстати, и подготовил сценарий. А музыку из произведений Поля Дюка и Чайковского подобрал и сделал аранжировки Артём Белов, главный дирижёр оркестра народных инструментов. При активном содействии Московской филармонии, в том числе и финансовом, к нам уже приезжали Московский государственный академический камерный хор Владимира Минина, Магнитогорская хоровая капелла имени своего основателя – народного артиста России Семёна Эйдинова, солисты с мировыми именами. 13 января с нашим оркестром выступал замечательный скрипач, один из концертмейстеров венского филармонического оркестра, подлинный эксперт по музыке Штрауса Харольд Крупек. Так что новые подходы и новые имена делают своё дело…

Елизавета Соина из Москвы споёт нам Татьяну Ларину в опере «Евгений Онегин».

Елизавета Соина из Москвы споёт нам Татьяну Ларину в опере «Евгений Онегин». Фото: Ленинский мемориал Ульяновск

– Значит, на работу коллеги ходят как на праздник, а на праздники – как на работу?

– Разумеется, когда люди заняты любимым делом, это делает жизнь несколько приятнее… Но надо учесть и то, что примерная норма для оркестра – около 80 концертов в сезон, и мы сейчас расширяем нашу «сферу влияния», не ограничиваясь залами Ленинского мемориала. Выступаем в зале Дворца культуры «Руслан». Подписано соглашение на проведение концертов в зале госуниверситета. Создана камерная версия оркестра – специально для выступлений в залах, куда весь состав просто физически не поместится, в том числе в районных домах культуры.

– После прошлогоднего турне по Японии оркестр за рубеж не выезжал?

– Мы, естественно, активно занимаемся перспективной программой зарубежных гастролей и рассчитываем, что начнутся они в будущем году. На недавней встрече коллектива с губернатором Сергей Иванович высказал пожелание, чтобы оркестр стал визитной карточкой Ульяновской области, одним из его символов. Например, гастроли оркестра в Японии помогли заключить несколько очень важных партнёрских соглашений региону. Очень важно, что мы сейчас полностью оправдываем надежды, которые возлагают на нас наши партнёры, престиж нашего оркестра уже сейчас очень высок и продолжает расти.

– Помнится, вы говорили, что собираетесь делать ставку на оригинальность, в том числе в репертуаре.

– Я ещё раз повторю, что оркестр должен уметь одинаково хорошо играть абсолютно всё – и классическую музыку, и популярную эстрадную, и джаз, а также владеть оперным стилем. Практически все эти направления нашли воплощение в нашей новогодней программе, в итоге получился потрясающий концерт. Совершенно уникальным был концерт 26 января, посвящённый очередной годовщине освобождения Ленинграда от блокады. Обычно принято на концертах, посвящённых этой дате, исполнять Ленинградскую симфонию Шостаковича, но я решил отойти от этого стереотипа, потому что захотелось показать не столько трагизм события, его пафос. Да, эта симфония, конечно, производит неизгладимое впечатление. Карл Ильич Элиасберг, который дирижировал оркестром в блокадном Ленинграде, рассказывал, что через много лет после окончания войны к нему после концерта подошёл немецкий турист. Он рассказал, что после трансляции симфонии по радио из осаждённого города он при первом удобном случае сдался в плен, потому что понял: народ, который создаёт такую музыку, победить невозможно. Я решил обратиться к памяти о тех людях, которые не пережили блокаду. И мы выстроили концерт так, что первое отделение представляло собой единую литературно-музыкальную композицию, и пригласили народную артистку России Кларину Ивановну Шадько. В программе было заявлено адажио Сэмюэля Барбера, очень известное и очень грустное произведение, и кантата Танеева «Иоанн Дамаскин», которую ещё называют «Русский реквием»... Погружаясь в тему, я понял, что будет недостаточно просто исполнить музыкальные произведения, и перелопатил огромное количество стихов, посвящённых блокаде, и выбрал не пафосные произведения о величии подвига, а те, что раскрывают боль ленинградцев, их чувства и переживания. Так что стремление к оригинальности проявляется не в том, чтобы понравиться публике любой ценой, а требует серьёзного творческого поиска.

Альбер Жалилов – молод и оригинален. Женщин он порадует своим пением на концерте 8 марта.

Альбер Жалилов – молод и оригинален. Женщин он порадует своим пением на концерте 8 марта. Фото: Ленинский мемориал Ульяновск

Звёзды сойдутся в марте

– Приближается 57-й фестиваль «Мир, Эпоха, Имена...». Чем он нас удивит?

– Я могу отвечать лишь за ту часть программы, где задействован наш оркестр. Фестиваль открывается 2 марта оперой «Евгений Онегин», в которой будут выступать солисты ведущих московских оперных театров. Вообще-то, программа фестиваля построена так, что в ней будут участвовать музыканты из очень многих стран, и наш оркестр представит замечательного канадского композитора Аллана Гиллилэнда, который в основном пишет джазовую и эстрадную музыку.

Илья Дербилов

Органист Штефан Кисслинг (Германия). Фото: Ленинский мемориал Ульяновск

С его творчеством мне удалось познакомиться около четырёх лет назад, и оказалось, что он создаёт совершенно уникальные композиции, например, концерт для двух арф с оркестром, очень красивый джазовый концерт для кларнета с оркестром. 8 марта выступит дирижёр из Рязани Сергей Оселков, известный тем, что делает множество развлекательных программ. Это как раз то, что надо к такому замечательному празднику. 29 марта с эстрадной программой выступит Лариса Долина, её выступление будет сопровождать известный дирижёр Фабио Мастранджело – итальянец, который сейчас руководит музыкальным театром в Санкт-Петербурге. А 31 марта оркестр примет участие в концерте, посвящённом 50-летию Димитровградского музыкального колледжа, откуда вышло много прекрасных музыкантов, в частности, Михаил Казаков – заслуженный артист РФ, ведущий солист Большого театра России; Роман Байлов – солист Ставропольского государственного театра оперетты (он, кстати, примет участие в концерте) и другие. На юбилей приглашены выдающиеся выпускники колледжа. 7 апреля фестиваль закроется концертом хора Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга под руководством моего учителя Владислава Александровича Чернушенко. Звучать будут произведения Свиридова. Всего за время фестиваля оркестр будет участвовать в шести концертах. Это очень много, поскольку каждый из них требует серьёзной подготовки. Но настрой в коллективе сейчас достаточно позитивен, у нас сложилась атмосфера взаимопонимания, и музыканты готовы к напряжённой работе.

Кстати
Региональным оркестрам, впервые выступающим в зале Чайковского, обычно предлагают исполнять «популярную классику» – из Хачатуряна или Дунаевского. Словом, музыку, скорее, развлекательного плана. Но нам удалось убедить принимающую сторону доверить играть именно Чайковского. Они прослушали записи наших выступлений и высоко оценили исполнительский уровень музыкантов.




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Где вы будете отдыхать этим летом?
Самое интересное в регионах
Роскачество