aif.ru counter
Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА 341

Алексей Жданов: «Живи, как тебе хочется. Вот это рецепт счастливой жизни»

15 февраля, в день своего семидесятилетия, известный ульяновский фотожурналист Алексей Жданов презентовал свою четвёртую жизнеутверждающую книгу «В окрестностях Афин».

личный архив

Дневник как терапия

Т. Захарычева: Алексей Андреевич, в одной из ваших книг есть такие слова: «Чтобы долго жить, надо жить так, как тебе хочется! Делать то, чего тебе хочется! Не делать подлостей и радоваться каждому дню!..  На первый взгляд, задачка вроде бы не очень сложная. Но на поверку – это и есть самая трудная задача в жизни любого человека». Вы так и живете?

А. Жданов: Да, так и живу. Я нетрудолюбивый и неорганизованный человек. Когда в институте настал момент писать диплом, мой преподаватель сказал: ты и пишешь хорошо, и снимаешь здорово. Может, возьмешь диплом по фотографии? Заработать фотографией легче, чем писаниной. И я согласился. В истории Ташкентского госуниверситета это был первый диплом по фотографии.  Вот так я ушёл в фотожурналистику.  Ездил по всей стране, было здорово. Но отцу не понравилось, что я не пишущий, а только фотожурналист. И ради него я устроился в «Ташкентскую правду» в отдел писем, сочинял там письма от имени колхозников,  рабочих, инженеров,  медиков… Для меня это была страшная работа, и я быстро всё это бросил и вернулся к фотографии.

Хороший портрет литературен, по нему можно "читать" о человеке, считает Жданов. В его архиве фотопортретов - целая галерея настоящих звёзд, которые приезжали на творческие встречи в Ульяновск. Вот, к примеру Игорь Бутман, проживающий джаз. Фото: личный архив Алексея Жданова

 

- И никогда не было дилеммы – заниматься любимым делом или зарабатывать?

- Не было. Любимое дело меня нормально кормило. У меня всегда была пара копеек, как говорят в Одессе. Хотя, нет. Были и такие времена, что оставался без работы и брался за любую. Я работал и сторожем, и охранником, и даже продавал на рынке зимой женские пальто. Но всегда использовал любую возможность вернуться к любимой профессии. Нет ничего лучше, чем заниматься работой, которая нравится тебе самому и нужна другим людям. А если за неё ещё и платят, то это идеал.

- И всё-таки вы стали пишущим, как хотел ваш отец. Как получилось, что вы занялись литературой, начали издавать свои книжки?

- После смерти отца в 1991 году, было тяжело, и я стал вести дневник. А когда мы переехали из Ташкента в Ульяновск, начались очень непростые годы. И я записывал свои мысли, реакцию на те или иные события, встречи, неприятие, возмущение… Выплескивал на страницы дневника своё озлобление и… благодаря дневнику выходил из депрессии. Это была отличная терапия. Однажды я принёс часть своих записей в журнал «Мономах», и их опубликовали под заголовком «Из дневника переселенца». И вот иду я как-то по Венцу, а мне навстречу - собкор «Известий» и «Литературной газеты» Жан Миндубаев. Он сказал: «Прочитал твой «дневник», и мне понравилось. Сколько раз читал «Жизнь Арсеньева» и не заметил этой точной фразы Бунина о России, которую ты приводишь: «Как чувственны мы, как жаждем упоения жизнью, – не просто наслаждения, а именно упоения, – как тянет нас к непрестанному хмелю, к запою, как скучны нам будни и планомерный труд!..»

Елена Образцова
Елена Образцова в образе. Фото: Из личного архива/ Алексей Жданов

Через какое-то время я узнал, что получить похвалу от Миндубаева практически невозможно, и мне захотелось продолжать. Все первые рассказы вышли из дневника. Но в них я уже старался смотреть с иронией и даже юмором на свои тяжёлые дневниковые рассуждения.

- Сейчас очень многие пишут книги. Как вы думаете, почему люди это делают?

- Наверное, есть желание поделиться важными мыслями, которые могут быть близки и понятны ещё кому-то. Например, свой рассказ «Отпуск» о смерти отца я написал в забегаловке. У меня был только огрызок карандаша. Продавец оторвал мне кусок обёрточной бумаги, и я за десять минут на одном дыхании написал на ней один из своих лучших рассказов. К тому времени прошло уже лет пять со времени смерти отца, но вот так в один момент вдруг разом поднялись очень яркие воспоминания, детали какие-то, чувства и мысли,и захотелось всем этим поделиться.

Барбара Брыльска
Барбара Брыльска рада встрече. Фото: Из личного архива/ Алексей Жданов

Но мне не нравится, когда меня называют писателем. Человек, который может грамотно записать свои мысли и выпустить книгу, это ещё не писатель. Сейчас любой может выпустить книгу, даже негодяй. Писатель – это тот, чью книгу ищут, чтобы почитать, её обсуждают, потому что автору удалось сказать что-то очень важное, и у него это здорово получилось. Писатель – это обязательно высоко образованный человек, который прекрасно знает историю и историю литературы в том числе. Когда читаешь таких писателей, как Драгунский, который имеет классическое филологическое образование, знает древнегреческий язык, понимаешь, как ты мало знаешь и мало образован.

Бендер отдыхает

- О вас говорят, что вам удалось исполнить голубую мечту самого Остапа Бендера, причём почти без денег. Кстати, а вы сами мечтали когда-нибудь попасть в Рио-де-Жанейро?

- Наверное, мечтал, но и надеяться не мог, что мечта сбудется. А сбылась она как раз в ту пору, когда об этом и думать нечего было.  Я долго сидел без работы, были только случайные заработки. Как-то жена показала мне объявление в газете о литературном конкурсе «История любви» и посоветовала отправить один из моих рассказов. У меня такой был – «Бархатный сезон». Я его отправил и победил. Призом была поездка в Рио-де-Жанейро. Для поездки нужны были какие-то деньги. Я продал одну из своих гитар, что-то добавил, и мы с сыном уехали в Рио.

- Вы поняли, почему туда так рвался товарищ Бендер? И в Рио-де-Жанейро,  действительно,  все ходили в белых штанах?

- Нет, в белых, а точнее в светло-кремовых, штанах был только я. Остальные ходили в шортах, потому что жара была под сорок градусов при стопроцентной влажности. Климат там ужасный, но город прекрасный. Понятно, почему Бендер о нём мечтал.

Кстати, на мой взгляд, он один из самых положительных героев отечественной литературы. Это человек, который жаждет счастья, хочет жить легко, красиво, у него душа поэта. И, заметьте, он никогда никому не хотел зла.

В своё удовольствие

- А как выглядит ваша версия красивой и счастливой жизни?

- Это уютный дом, в котором есть полки с любимыми книгами и штук пять-шесть гитар с разными голосами. Это когда в доме есть пианино с бронзовыми подсвечниками, которому полторы сотни лет, и  старинные часы с мелодичным боем. Это друзья, которые собираются за праздничным столом, мастерски накрытым любимой женой… Это песни и разговоры за этим столом. Это дети, внуки и правнуки, которых можно держать на руках и прижимать к себе. Это самое простое человеческое счастье. И это  точно не деньги. Правда, с деньгами проще путешествовать.

Евгений Евтушенко
Евгений Евтушенко в раздумьях. Фото: Из личного архива/ Алексей Жданов

- Очень часто приходится слышать по редакционному телефону о старости и немощи от людей, которым едва исполнилось 70… И в связи с этим вспоминаются слова Далай-ламы, что к старости надо готовиться всю жизнь. Вы с этим согласны?

-Мысль хорошая, но я с ней не согласен. Я уверен, что не надо вообще ни к чему готовиться. Надо просто жить в свое удовольствие.

Людей, которые сетуют на возраст, я не понимаю. Зачем программировать себя на старость? Лучше не объедайся, больше гуляй, больше читай, ходи на концерты, общайся с друзьями. Если заболел, найди хорошего врача и, принимая лечение, думай о том, как скоро выздоровеешь и опять будешь хорошо и интересно жить. Надо быть оптимистом. Зачем думать о плохом? Туда мы всегда успеем. А здесь очень хорошо. Мне нравится. Причём с каждым годом мне всё больше и больше нравится жить.

Досье
Алексей Жданов. Родился 15 февраля 1949г. в Архангельске. Окончил Узбекский институт физической культуры, факультет журналистики Ташкентского государственного университета (1977). С 1992 года живёт в Ульяновске. Член Союза журналистов СССР (1980), Член Союза писателей России (2012). Женат, воспитал двоих сыновей, есть три внука и четыре правнука.
Интересный факт
У Алексея Жданова, действительно, есть полуторавековое пианино с бронзовыми подсвечниками. Когда ему было девять лет, этот инструмент ему купила мама на аукционе в Бельциге (глава семьи был военным врачом, и в те годы они жили в Германии). Белые клавиши инструмента - из слоновой кости, а чёрные – из чёрного дерева. С этим пианино Алексей Андреевич никогда не расставался. Из Германии оно переехало сначала в Ростов-на-Дону, потом в Ташкент, а потом и в Ульяновск. «Это кусочек родительского дома, память об отце и маме. И я до сих пор на нём играю», - говорит наш герой.




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Где вы будете отдыхать этим летом?
Самое интересное в регионах
Роскачество