Алексей ЮХТАНОВ 0 152

Александр Перфилов: «Мистика присутствует в любой маске»

О чём рассказывают личины из коллекции?

Александр Перфилов собрал около 200 масок и статуэток со всего мира.
Александр Перфилов собрал около 200 масок и статуэток со всего мира. © / Алексей Юхтанов / АиФ

Недавно на географическом фестивале «Фрегат «Паллада» увидел поразительную экспозицию, где были выставлены маски народов мира. А кто их собрал? Ф. Яруллин, Ульяновск

Почему поделки ценны?

А.Юхтанов: Александр Валерьевич, откуда у вас такое хобби? Почему маски? Как начиналась коллекция?

А.Перфилов: Моей коллекции около двадцати лет. Всё началось с того, что отец привёз из Вьетнама вот эту маску (показывает на мониторе. – Авт.).

Первая маска в коллекции. Первая маска в коллекции. Фото: Из личного архива А.Перфилова

Никого это особо не задело, а мне с тех пор эти маски покоя не давали. И в каких бы городах ни бывал, я шёл обязательно на барахолки в надежде найти что-то подлинное и уникальное. Потом появился интернет и новая возможность общения.

– Вот эта ваша первая вьетнамская маска – какой-то уникальный артефакт или обычная поделка для туристов?

– Поделка. 80-90 процентов того, что можно купить, это именно продукты туристической индустрии. Но есть очень важный момент! Возьмём африканские маски. Как, например, эта маска племени дагонов. Именно таким был её прообраз тысячу лет назад. Где-то за сто лет маска изнашивалась, и мастера племени старались сделать на замену её точную копию. А потому мы можем с полной уверенностью заявить, что и тысячу лет назад маска у тех же самых масаев или дагонов выглядела точно так же. Это я к тому, что и туристический сувенир может быть ценным с этнографической точки зрения. Нужно просто разбираться в предмете, распознавать такие вещи среди фейковых, примитивных поделок.

Так африканские маски выглядели и тысячу лет назад.
Так африканские маски выглядели и тысячу лет назад. Фото: Из личного архива А.Перфилова

– Но коллекционера всегда привлекает подлинность…

– Этого добиться всегда очень сложно, но я стараюсь. Если оказался в Индии и семья моя пошла на пляж, я сажусь на любой местный транспорт и еду подальше от всех этих туристических маршрутов, прямо в деревню, желательно такую, которая находится рядом с храмами. Моя цель приобрести предмет, сделанный не для туристов, а такой, которому бы действительно поклонялись. Вот эти индийские маски богов Вишну и Брахмы не сильно древние – где-то середина ХХ века, но они подлинные.

Что за мистикой?

– Сами-то не опасаетесь этой подлинности? Сейчас много говорят о всяческой «отрицательной энергии»…

– Мистика в любой маске, естественно, присутствует. Когда люди надевают их на себя – они определенным образом перевоплощаются. Вот маска антилопы тех же южноафриканских племен.

Маска антилопы.
Маска антилопы. Фото: Из личного архива А.Перфилова

С её помощью перед охотой совершали определенный обряд. Когда шаман её изготавливал, он материализовывал свои мысли, представлял эту антилопу, вырезая её. Я думаю, что это действительно упрощало охоту. Хотя бы потому, что в процессе совершения обряда люди себя сами соответствующим образом настраивали. Можно назвать это самовнушением. Кроме того, есть биоэнергетика, экстрасенсорика.

Досье
Александр ПЕРФИЛОВ. Родился в Ульяновске 3 августа 1979 года. Окончил исторический факультет УлГПУ. Потомственный музейщик. Возглавляет отдел выставок Ленинского мемориала. Женат, воспитывает сына.

Маска содержит в себе то, что в ней воплощается. Это моё личное мнение. (Позже Александр продемонстрировал своё серьезное отношение к предмету, отказавшись поднести маски Брахмы и Вишну поближе к лицу для фото.)

– Почему так мало добрых и весёлых масок? Почему их выражение либо «никакое» (мёртвое), либо злое?

– Не совсем правильное у нас представление о масках. Да, мы видим эти как бы отрицательные персонажи, недобрые лица. И люди у нас это как-то буквально воспринимают. Вот, например, индуистская маска, обрамлённая маленькими черепами. Это отпугивает, наводит на мысли о смерти. Хотя значение другое. Череп – это символ хранилища интеллекта и духа. Злое выражение лица – для отпугивания злых духов, а вовсе не для причинения вреда человеку.

– Какие районы Земли наиболее ценны для собирателя масок?

– Прежде всего это, конечно, Африка, затем Индия, Юго-Восточная Азия, Полинезия, Австралия, Северная и Южная Америка…

Кто питается страхами?

– Сколько у вас вообще экспонатов?

– Около двухсот. Но это вместе с различными статуэтками, скульптурками. А собственно масок 138 штук.

– Наиболее интересные из них?

– Вот, на нас «смотрит» африканская маска шамана, лечащего зуб. Если у человека болел зуб, он приходил к шаману. Шаман брал заготовку и начинал изготавливать такую маску. После лечения больной должен был её сжечь.

Маска для лечения зубов сама похожа на зуб.
Маска для лечения зубов сама похожа на зуб. Фото: Из личного архива А.Перфилова

– Неужели работало?

– Думаю, что к этому добавлялось и другое лечение. Какие-то травы, коренья.

– Может быть, даже зуб удаляли?

– Может быть. Обряд и лечение совмещали, объединяли в одно целое. Интересна и эта погребальная женская маска. Такие либо сжигались вместе с трупом, либо оставлялись родными и близкими на память.

Погребальная маска.
Погребальная маска. Фото: Из личного архива А.Перфилова

Есть маски с историей. Одна полинезийская маска из моей коллекции была привезена в Россию в 1912 году нашими моряками. Есть кубинская маска, приобретённая там в 60-х, в разгар Карибского кризиса. Если продолжить тему «злых» масок – вот маска японского демона Хани. В него, по преданию, превратилась женщина, которую обманул любимый. Используется в японском театре.

Демон Хани - порождение неразделённой любви.
Демон Хани - порождение неразделённой любви. Фото: Из личного архива А.Перфилова

– А это что за «ушастик»?

– Это не уши, а, скорее, рога. Это бог Мбаба. Он питается страхами человека. По легенде пробирался в племя и сидел, высасывая все человеческие страхи. Если начинаешь бояться, кормить и развивать в себе страх, тобой начинает заниматься бог Мбаба. Тянет из тебя все жилы. Человек начинает болеть, хиреть. Поэтому главное – побеждать свой страх.

Бог Мбаба, питающийся человеческими страхами.
Бог Мбаба, питающийся человеческими страхами. Фото: Из личного архива А.Перфилова

Человек наделил маску определенными свойствами и живёт с ощущением, что это маска не просто маска, а предмет, обладающий определёнными свойствами, качествами и возможностями.

- Ваши планы?

– Очень хочется побывать в Австралии, Северной Америке. И чтобы пройти не по туристическим маршрутам. И ещё хочу побывать в Сибири, на севере. В последнее время я к алеутам настроился.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Согласны ли вы с переездом МФЦ на улицу Минаева,6 (быв. магазин «Свияга»)?

Самое интересное в регионах