aif.ru counter
Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА 0 279

Как ульяновские паломники в Палестину ходили

Как открывали родину на Святой земле.

Несколько лет назад в Ульяновске появилось отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). Чтобы оценить значение этого события, стоило бы восстановить цепочку исторических фактов, в которой, увы, пока ещё не все звенья известны. Поэтому лучше всего начать с конкретной, живой истории.

Российские паломники на святой земле.
Российские паломники на святой земле. Фото: Императорское Православное Палестинское Общество

Дед Данила и его 33 года

В 1888 году из села Крестово Городище в Иерусалим отправился крестьянин Данила Вашурин. Родные его провожали с добрыми пожеланиями и надеждой, что Бог убережёт в таком непростом, но важном путешествии.

Странник пропадал три года, и всё это время односельчане не знали, как его поминать - за здравие или за упокой. А в общем-то, думали, что сгинул человек.

Вернулся он только в 1891 году и с этого времени прожил в своём родном селе 33 года - ровно столько, сколько прожил на земле Иисус Христос.

Умирал дед в возрасте 96 лет. Лежа на печке и задыхаясь от астмы, он говорил своей дочери Александре: «Эх, пожить бы ещё...» «Тятенька, тебе ли Бога гневить. Уж и так пожил», - отвечала дочь. «Эх, Лёcка, Лёска, вся жизнь как един день прошла», - изрекал старик непреложную истину.

Из Святой земли дед Данила привёз шапочку монаха и камень с религиозным рисунком. Шапочка давно утрачена, а камень уже 125 лет хранится в семье, сейчас - у Лидии Алфёровой, праправнучки Вашурина, которая и рассказала «АиФ» эту историю.

Фото: АиФ/ Нина Алфёрова
Фото: АиФ/ Нина Алфёрова

Этот камень 125 лет назад принёс из Святой земли дед Данила. Буквы почти стёрлись, но можно прочитать: «Благословен(на?). Св. Гор(а?) Аф(онская?)» и угадывается посредине чей-то лик.

Этот камень 125 лет назад принёс из Святой земли дед Данила. Буквы почти стёрлись, но можно прочитать: «Благословен(на?). Св. Гор(а?) Аф(онская?)» и угадывается посредине чей-то лик. Фото: АиФ/ Нина Алфёрова

- Камень дед, видимо, долго хранил в кармане, потому что рисунок сильно стёрся, - говорит Лидия Александровна. - Какие он мысли принёс из своего путешествия, неизвестно. Бабушка рассказывала моей маме, что старик был хороший, замечательный, умный, рассудительный и молчаливый.

И снова Хитрово

Паломничество россиян всех сословий на Ближний Восток до революции было массовым. Люди, «из простых», мерили путь до Святой земли шагами, питались подаяниями, зато возвращались героями. О больших лишениях, которые терпели паломники, в своих мемуарах сообщал протоиерей Фоменко. Он же описал, как всё изменилось, когда на Святой земле было основано Палестинское православное общество: «Общество значительно удешевило издержки для путешествия по св. местам Востока, выпустив по уменьшенным ценам «Паломнические книжки» для путешественников I, II и III классов... устроило обширные странноприимные дома в Св. Граде».

Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Фёдоровна (в центре) в храме Марии Магдалины (Иерусалим).
Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Фёдоровна (в центре) в храме Марии Магдалины (Иерусалим). Фото: Императорское Православное Палестинское Общество

ИППО было учреждено в 1882 году императором Александром III. Его родной брат, генерал-губернатор Москвы Великий князь Сергей Александрович, оставался бессменным председателем Общества на протяжении  23 лет, вплоть до своей гибели от рук эсера Ивана Каляева.

Кстати, одним из основателей ИППО был Василий Николаевич Хитрово - потомок Богдана Хитрово, имевшего самое непосредственное отношение к появлению Симбирска на карте России.

Симбиряне не торопились

Когда Данила Вашурин отправился в Иерусалим, Палестинское общество существовало уже шесть лет, но вряд ли крестьянин из села Крестово Городище что-то об этом знал.

На первых порах отделений Общества в губерниях не было, и открывать их не собирались. Однако для развития «Русской Палестины» требовались деньги, и взносов столичных чиновников явно не хватало. Так постепенно возникла идея шире вовлекать в дело провинцию.

Удивительно, но первый отдел Палестинского общества возник в Якутской епархии. Этот феномен объяснялся невероятной активностью и приверженностью делу местного епископа Мелетия (Якимова). В Симбирске же отделение было открыто только 25 марта 1901 года. Случилось это при епископе Никандре (возглавлял Симбирскую епархию с 1895-го по 1904 год).

Кстати
По информации областного госархива, 100 лет назад, в 1916 году, Симбирский отдел Императорского православного палестинского общества располагался при архиерейском доме. Его председателем был архиепископ Симбирский и Сызранский Вениамин, казначеем - протоиерей И.В. Никольский.

Если судить по изысканиям кандидата исторических наук Марины Нечаевой, наша губерния оказалась аутсайдером этого движения. Большая часть епархиальных отделов открылась в 1893-1894 годах, поэтому Симбирская епархия оказалась в списке 42-й из 52-х. И это несмотря на то, что председатель Палестинского общества Великий князь Сергей Александрович оказывал Симбирску внимание. Так, в 1867 году он подарил церкви во имя преподобного Сергия Радонежского, открытой при Симбирской мужской классической гимназии, запрестольный образ Спасителя, благословляющего детей, работы академика Васильева. (В июле 1918-го, когда войска Каппеля брали Симбирск, во время бомбардировки один из пушечных снарядов пробил потолок в гимназическом храме и повредил несколько икон. Как следует из отчёта настоятеля Сергиевской церкви протоиерея Иакова Благовидова, иконы, подаренной Великим князем, среди них не было. Но в годы революционного лихолетья она всё равно бесследно пропала, сообщает архивист Антон Шабалкин).

Справка «АиФ»
Императорское православное палестинское общество в конце XIX -начале XX столетия объединило разные слои российского общества для организации присутствия России на Святой земле – в Палестине, Сирии, Ливане, Иудее, Галилее. Были приобретены земельные участки, построены паломнические подворья, медицинские учреждения, школы для арабских детей. Слово «Москобие» - Москва – прочно вошло в арабский язык.

В 1900-м Великий князь Сергей Александрович становится Августейшим покровителем Симбирской губернской учёной архивной комиссии. Не исключено, что именно это способствовало созданию в городе отделения Палестинского общества.

Брали музыкой

О деятельности Симбирского отделения Палестинского общества пока известно немного. По большей части ее отражали публикации в «Епархиальных ведомостях». Вероятнее всего, оно действовало в том же формате, что и в других городах - проводило в течение года чтения о Святой земле, а в Вербное воскресенье - большой благо-творительный сбор пожертвований мирян. Не исключено, что особенностью местного отделения были музыкальные вечера духовной музыки. Об этом есть упоминания в «Очерках по истории музыкальной культуры Симбирского края» (Е. Сковикова и С. Петров). Например, 27 марта 1911 года в зале Дворянского собрания состоялся музыкальный «Палестинский вечер». Хор Воскресенской церкви исполнял произведения Архангельского, Бортнянского, Чайковского. Завершился концерт исполнением сочинения Станкевича «Достойно есть»…

В продолжение темы

«Мы все соработники»

О том, почему спустя почти сто лет после Октябрьской революции на родине её вождя возродилось отделение Императорского православного палестинского общества, рассказала его председатель, заслуженный работник культуры РФ, директор школы искусств имени Балакирева Наталья Гудень.

Татьяна Захарычева: - Наталья Сергеевна, как вы считаете, идеи общества сегодня близки большинству? Или это все-таки дело элит, каким оно было в 1882 году?

Наталья Гудень: - В ИППО, действительно, входят дипломаты, военные, ученые. На протяжении одиннадцати лет его возглавлял чрезвычайный и полномочный посол, ректор академии МИДа Олег Пересыпкин. С 2007 года - Сергей Степашин. Тем не менее это не «дело элит». Это дело, которое способно объединить все слои общества, потому что в его основе – интерес к родной истории, пробуждение национального самосознания. Первый наш проект «Встреча с Победой» очень горячо принимали в Иерусалиме и Вифлееме. Кто мог подумать, что в Иерусалим приедут русские ребята из Симбирска и будут петь о Победе над фашизмом и любви к своей Родине в лютеранском храме неподалёку от Храма Гроба Господня? Концерт завершился братанием артистов и публики. Это то, что объединяет людей, так рушатся все территориальные, национальные барьеры.

- А в Инзе, Димитровграде творческую группу ульяновского отделения ИППО принимают так же горячо? В начале этого года вы привозили туда выставку «Восхождение в святость», посвящённую Великой княгине Елизавете Фёдоровне, которая продолжила дело своего мужа.

- В экспозиции были уникальные фотографии Великой княгини, это собрание - плод трудов Александра Панина, заместителя руководителя Московского областного отделения ИППО и председателя благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия».  

Фото: Императорское Православное Палестинское Общество

А Ульяновское отделение подготовило музыкально-поэтическую часть. Отклик был колоссальный. Одна женщина, увидев фотографию Елизаветы Фёдоровны в белом апостольнике, вспомнила, что её маме бабушка рассказывала, как она молилась перед таким портретом (икон в домах тогда не было), чтобы фашисты, занявшие их населенный пункт, не зашли к ним в дом. И действительно не зашли. «Почему мы сначала уничтожаем, а потом вспоминаем, что это наши святыни. Почему мы так живем?» – сказала эта женщина. Хорошо, что такие вопросы возникают в аудитории, где очень много молодёжи. Везде, где мы выступали, нас приглашали с новыми программами. Надеюсь, что в июне мы привезем новую выставку от Александра Николаевича Панина «Милосердие дома Романовых», и сами выступим с новой программой.

На выставке «Восхождение в святость»
На выставке «Восхождение в святость» Фото: Императорское Православное Палестинское Общество

- У Ульяновского отделения ИППО есть своя особенность?

- Наша особенность в том, что мы доносим до людей важную информацию силой искусства, а это дает пищу не только уму, но трогает души и сердца, будит на генном уровне нашу коллективную память, которая и есть культура народа.

- И это работает?

- Работает, потому что к нашему делу подключается всё больше и больше очень разных людей, в числе наших соработников Дворец книги и областная филармония. Мы дружно трудимся вместе с духовенством Мелекесской и Чердаклинской, Барышской и Инзенской епархий, где правящие архиереи епископ Диодор и епископ Филарет. Нас поддерживает митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий, очень помогает руководство ИППО. Так постепенно началось целое движение, которое объединяет священников, чиновников, интеллигенцию, военных, артистов, зрителей – всех, кто понимает, что у народа, который не знает своей истории и культуры, нет будущего.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Почему мужчины рано умирают?

Самое интересное в регионах
Роскачество