Алексей ЮХТАНОВ 0 110

Настоящее молоко: поближе к природе, подальше от подделок

По результатам инициированной нами экспертизы среди молочных продуктов с ульяновских прилавков оказалось и «хорошее молоко» и… «не молоко вовсе».

Дегустация молока от разных производителей перед началом круглого стола.
Дегустация молока от разных производителей перед началом круглого стола. © / Сергей Юрьев / АиФ

8 сентября в конференц-зале региональной Торгово-Промышленной палаты встретились представители компаний-производителей молочной продукции, контрольно-надзорных органов, здравоохранения. Предмет разговора: насколько «настоящее» молоко мы покупаем, как уберечься от вредоносных фальсификатов.

Где настоящее, а где подделка

Непосредственно перед стартом круглого стола в фойе областной Торгово-промышленной палаты прошла дегустация молока, закупленного организаторами в магазинах местных торговых сетей. Никакой упаковки, одинаковые на вид образцы разлиты в безликие пластиковые стаканчики. Ряды образцов обозначены номерами, за которые участники и отдавали свои голоса. Двумя неделями ранее такие же образцы были переданы на экспертизу в химико-токсикологическую лабораторию ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия».

Фото: АиФ/ Сергей Юрьев

Участники круглого стола обсудили результаты испытаний, вспомнили старые добрые времена, подискутировали о пользе и особенностях производства продуктов, выяснили, почему настоящее не бывает дешёвым.

Обозреватель газеты Алексей Юхтанов:

– Когда мы говорим о пользе или вреде молочных продуктов от наших производителей, мы часто произносим слово «фальсификат», часто не до конца понимая его значение. Что есть «настоящее» молоко? Непосредственно из-под коровы? И, стало быть, всё остальное подделка? Или всё гораздо сложнее? Какие отклонения опасны для здоровья? Хватает ли нам того изобилия на полках, которое есть, или хотелось бы видеть что-то ещё? Прежде чем мы приступим к обсуждению этих вопросов, позвольте огласить результаты нашей дегустации. Самое большее число голосов (семь) – набрало молоко ТМ «Волжские просторы». На втором месте (шесть) – ТМ «Вкуснотеево». Три голоса в пользу бренда «Заволжский» («Молочная индустрия») и один голос в пользу «Выбора хозяйки» (АО «АЛЕВ»).

Ведущий ветврач химико-токсикологической испытательной лаборатории «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопас-ности продовольствия» Алексей Тумановский:

– Позвольте сразу же зачитать и результаты нашей экспертизы. К нам поступило восемь проб молока, закупленного в торговых сетях. Это «Выбор хозяйки», «Заволжский» (АО «АЛЕВ»), «Моя Маруся» (ООО «Фотида»), «ТольяттиМолоко», «Молочная ферма» (Новомалыклинский молочный завод), «Волжские просторы», «Вкуснотеево» (Ульяновский молочный завод), «Домик в деревне» (АО «ВБД»).

Мы проверяли эти образцы на безопасность и качественный показатель, при этом у двух из них (ТМ «Молочная ферма» и ООО «Фотида» «Моя Маруся») обнаружено несоответствие нормативной документации.

Цена разнообразия

Начальник отдела санитарного надзора Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области Лилия Федоскова:

– Хочу немного охарактеризовать состояние молочной продукции, которая находится на реализации, в обороте на территории нашего региона. За восемь месяцев этого года мы проводили выездные проверки в отношении производителей и продавцов молока и молочной продукции, а также операторов, осуществляющих питание детей в образовательных организациях. Проверено два предприятия-изготовителя,

45 предприятий торговли и 44 оператора питания детей и подростков. Мы проверяем продукты на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции». Мы изъяли из оборота более 61 партии молочной продукции – всего на 270 кг, составили 45 протоколов об административном правонарушении, направили пять материалов в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел, выдано два предписания о приостановлении действия декларации о соответствии молочной продукции.

Заместитель директора по экономической безопасности АО «АЛЕВ» Георгий Павлюков:

– В советское время молока почему-то в магазинах не хватало. У кого были маленькие дети, с утра стояли с бидончиками к «бочкам», которые доставляли молоко в наши дворы. А поголовье скота, тем не менее, было большое. И молочных заводов было много – в каждом райцентре. Продукты были более простые. Молоко, кефир, может быть, творог. Не было такого ассортимента, который есть у нас сейчас. Он пришёл в последние годы. И люди наши уже привыкли к этому разнообразию. И это при том, что у нас сейчас 5-6 заводов на всю область. В Минсельхозе мне приходилось встречаться с аграриями, мы говорили об увеличении поголовья крупного рогатого скота. Не очень-то оно и увеличивается. Я говорил в одном районе руководителю хозяйства: «А может ты заведёшь молочное стадо?». А он: «Да ты что? Это убыточно! Это невыгодно!». В качестве своей продукции  уверен.

Заместитель начальника отдела Государственного ветеринарного надзора Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области Валентина Юдина:

– В 2016 году мы провели 49 проверок, в том числе на восьми молокоперерабатывающих предприятиях, 23 молочно-товарных фермах, семи предприятиях розничной торговли. При 31 проверке (63%) выявлены нарушения обязательных требований к продукции и связанных с требованиями к процессам их производства, хранения и реализации. Возбуждено 41 административное производство.

Хочу сказать, что наша служба на своём официальном сайте опубликовала список честных переработчиков в молочной промышленности.

70 литров до счастья

Генеральный директор Ульяновского молочного завода (компания «Молвест») Роман Коржов:

– Потребление молочной продукции до 2000 года составляло более 300 кг на человека. Ведь не важно, какой ассортимент молочной продукции потребляет человек. Очень важно, какое количество кальция, белка он употребляет. Поэтому ключевым считается средний показатель по приёму молока каждого человека в год. Так вот этот показатель у нас сегодня не дотягивает до среднего уровня необходимого потребления молока и молочной продукции. К сожалению, мы очень сильно скатились в конце 90-х – начале 2000-х. Если нас сравнить с французами и англичанами, нам ещё по 70 литров молока на человека в год нужно для потребления. И, по сути, если мы говорим о каких-то новых продуктах, которые у нас появились на полках, например, сырки глазированные, творожная масса – не факт, что они полезны. Очень важно именно потребление, в моём понимании, молочной продукции как именно питательных веществ для человека.

Главный врач ГУЗ «Ульяновский областной центр медицинской профилактики» Павел Смирнов:

– Я с Романом Павловичем соглашусь. Говоря о качестве молока, мы должны говорить о его питательности, о его пользе вообще для человека, и этот подход должны везде тиражировать.

В данном случае, если говорить о молоке, конечно, я за то, чтобы молоко было менее жирное. Мы говорим: если у человека много лишнего снаружи, то и внутри сосудов – тоже. Если рассмотреть статистику, то сейчас гипертонию определяют как молчаливого убийцу. Человек не ощущает давления, а это приводит к инфаркту или инсульту.

Но, как врач, я не могу не сказать и о качестве. Нарушения технологии, ГОСТов могут привести и к отравлениям, и нарушениям обмена веществ. Мы бьёмся за то, чтобы до людей доходил продукт хорошего качества. Если позволите, полученной сегодня информацией мы будем делиться и с пациентами, и с жителями нашего региона.

Кандидат биологических наук, диетолог, руководитель регионального Центра оздоровительного питания Дмитрий Чаевцев:

– Нам, диетологам, врачам, приходится расхлёбывать те нарушения в питании, которые действительно есть по объективным параметрам нашей экономики и социальной сферы. Оправдываясь за ненадлежащее качество, а то и пресловутый фальсификат, производители кивают на некачественное сырьё. Но это некое лукавство. Объясню так, как объясняю своим пациентам. Современное производство молока – это простой на самом деле химический процесс. От него зависит очень мало, потому что практически всё молоко, которое поступает на производство, подвергается сепарации. То есть разделение жировой фазы и обезжиренного компонента. Почему я всегда обращаю внимание на мудрую политику Минздрава СССР? Вот у меня в руках инструкция советского периода по питанию детей. Здесь рекомендовано использовать стерильное цельное либо обезжиренное молоко. Никаких «нормализованных»!

Слезем с пальмы

Кандидат биологических наук, диетолог, руководитель регионального Центра оздоровительного питания Дмитрий Чаевцев:

– На тонну молока после сепарирования приходится 900 литров обезжиренного и 100 литров сливок. Это золотой запас нашего пищевого ресурса, который мы можем использовать. Но большей частью он уходит, конечно, на масло, сметану. Я не знаю, доходит ли что-либо из этих 10 процентов до питьевого молока. Если и доходит, то в очень малой степени.  

В этом случае, действительно, легче закупить пальмовое масло. Я не хочу сказать, что это обязательно плохо. Есть пальмовое масло хорошей очистки, которое по цене на рынке примерно равно сливкам. Но ни один производитель согласно своим бизнес-планам не будет закупать себе в убыток такой качественно очищенный жировой компонент. Это просто разорит его. Как в этих условиях сохранить здоровье? Нужно иметь в достатке обезжиренное молоко на полках наших магазинов. 100 кг сливок выходит из тонны молока.

Фото: АиФ/ Инна Барзюк

А как по-честному?

Генеральный директор Ульяновского молочного завода (компания «Молвест») Роман Коржов:

– Первоочередная наша задача – это удовлетворение потребностей наших покупателей. За что покупатель платит деньги? За то, что написано на упаковке. Как производители, мы обязаны именно этот продукт людям предоставить. Когда на упаковке обозначена жирность молока 3,2%, прописаны ГОСТ и технические условия, мы должны чётко соответствовать этому. Этого правила мы придерживаемся при производстве продукции двух наших брендов: как «Волжские просторы», так и «Вкуснотеево». Результаты сегодняшней дегустации об этом говорят достаточно красноречиво.  Когда написанное расходится с содержимым, налицо, по-моему, мошенничество.

Кто попался?
Роспотребнадзор: не соответствует установленным требованиям продукция ООО «Тереньгульский маслодельный завод» (молоко питьевое пастеризованное, 2,6%), ТМ «СМК», ООО «Параллель» (Московская обл., г. Дубна, масло сладко-сливочное несолёное «Крестьянское», 72,5%); ООО «Лав Продукт» (Московская обл, Раменский р-н, масло сладко-сливочное несолёное, 72,5%), ОАО «Сурский маслосыродельный завод (молоко питьевое ультрапастеризованное, 3,2%); «Молочная индустрия» (творог м.д.ж., 5%); молочный комбинат «ВИТА» (сыр Голландский, 45%).

В случае с фальсификатами самая большая беда, что состав не отражается на упаковке. Пишут – молоко, а должно быть указано, что это молочный продукт. Потребитель имеет право знать, что он покупает. Когда под видом молока продаётся вода с растительным жиром – это мошенничество, обман. И здесь показатель цены не работает, ведь никто не мешает недобросовестному производителю поднять цену на фальсифицированный продукт. И тогда потребителю совсем не разобраться, что натуральное, а что – подделка. Хочет сэкономить и есть растительное масло - это его право! Но это должен быть его осознанный выбор, а не ввод в заблуждение недобросовестными производителями! Тем более молочные продукты зачастую идут на приготовление молочных кашек и прочего самым незащищённым слоям населения - детям, пенсионерам.

На 80% себестоимость продукта формируется из его сырья. Например, в нашем продукте натуральное молочное сырьё, мы чётко отслеживаем его «судьбу» прямо от хозяйств. Если некоторые наши коллеги говорят, что они работают с трейдерами, перекупщиками и пытаются их контролировать, то мы контролируем непосредственно хозяйства.

На сегодняшний день мы работаем фактически со всеми крупными сельхозтоваропроизводителями Ульяновской области, Татарстана. Вопросов к качеству молока-сырья, конечно, много. Есть ещё куда расти, стремиться. Потому что натурального молока не хватает.

У нас есть оборудование, технологии и люди. Значит, остаётся желание собственника. Социальная ответственность бизнеса заключается в том, чтобы производить качественный продукт, именно тот, который заявлен на упаковке.

Качественный продукт из ненатурального сырья произвести достаточно сложно. Гораздо сложнее, чем фальсификат. В чём сложность производства и работы с натуральным продуктом? Да в том, что натуральный продукт – живой. Молоко-сырьё – это, по сути, живой микроорганизм. Его нужно вовремя охладить, вовремя привезти. Добавили закваску, а атмосферное давление в это время на улице изменилось – продукт на выходе получился более кислым.

Другое дело – работать с растительными жирами. Легко и дёшево. Заложил четкую дозу – и на выходе у тебя вроде стабильный и чистый продукт. И денег потратил меньше, и продукт вроде как неплохой, сносный.

По вкусу и цвету не отличить

Заместитель начальника отдела Государственного ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области Валентина Юдина:

– Качество молочной продукции зависит, во-первых, от экологической чистоты пастбищ и качества коров, во-вторых, от поступающего молочного сырья и, в-третьих, от надёжности работы автоматизированных систем управления, так как сбои в их работе в первую очередь отразятся на качестве и количестве конечного продукта.

Доля фальсификата на молочном рынке России, только по официальным данным, составляет от 6% до четверти всей продукции. Отличить поддельные молоко, сметану, масло и творог от настоящих бывает практически невозможно. При этом цены на молоко растут, и потребители вынуждены переходить на продукты более низкого качества, с каждым годом здесь ситуация усугубляется. Связано это в том числе с тем, что у нас на рынке российском, к сожалению, наблюдается дефицит молока. Если в 1990 году мы производили 50 миллионов литров, то сейчас это 30; если поголовье коров было 20 миллионов, то сейчас это 8.

В последнее время проблема фальсификации молочной продукции обострилась. Процент подделок варьируется в зависимости от региона. По данным Россельхознадзора, фальсификаты составляют до 11% от общего производства молочных продуктов.

Фото: АиФ/ Сергей Юрьев

Фальсификацию по качественному составу продукта очень сложно выявить при визуальном осмотре, а также на вкус и по запаху. Необходимо проведение целого ряда анализов. Торговые сети самостоятельно устанавливают цену на молочные продукты – производители могут только рекомендовать приблизительную стоимость. В среднем наценка составляет 15-30%, однако это зависит от конкретной сети. Например, малые супермаркеты могут увеличить цену в два раза, крупным же сетям будет достаточно наценки 20%.

Минимальную цену продуктов можно рассчитать исходя из средней себестоимости сырого молока. Скажем, если оно стоит 28-29 рублей за 1 кг сырого молока высшего сорта, то литровая коробка в магазине вряд ли будет стоить дешевле 70 рублей с учётом всех издержек на производство и транспортировку. Если же продукт изготовлен не исключительно из сырого сырья, а с использованием сухого молока, то, конечно же, цена будет ниже. Отсюда вывод: если молочный продукт стоит подозрительно дёшево, то, возможно, перед вами фальсификат.

Цена говорит о качестве. Если она ниже, чем среднерыночная, то, скорее всего, изготовитель с продавцом вас обманывают. Например, в продукте умышленно заменено сырьё. Пачка сливочного масла массой 180 граммов на полке магазина не может сегодня стоить дешевле 100 рублей, таковы затраты на производство, логистику, упаковку и реализацию этого продукта.

Сырьё и основные материалы (упаковка и тара) при производстве цельного пастеризованного молока составляют почти половину себестоимости. Поэтому, когда растёт цена на сырьё, дорожают все молочные продукты. Чем больше жиров в продукте, тем он дороже. Чтобы снизить себестоимость высокожирных продуктов, некоторые производители могут заменять молочные жиры растительными, но соответствие состава такого товара его маркировке остаётся на их совести.

Состав - на упаковку!

Директор Ульяновского представительства АО «Молвест» Евгений Кшнякин:

- В случае с фальсификатами самая большая беда, что состав не отражается на упаковке. Пишут – молоко, а должно быть указано, что это молочный продукт. Потребитель имеет право знать, что он покупает. Когда под видом молока продается вода с растительным жиром – это мошенничество, обман. И здесь показатель цены не работает, ведь никто не мешает недобросовестному производителю поднять цену на фальсифицированный продукт. И тогда потребителю совсем не разобраться, что натуральное, а что – подделка. Хочет сэкономить и есть растительное масло - это его право! Но это должен быть его осознанный выбор, а не ввод в заблуждение недобросовестными производителями! Тем более молочные продукты зачастую идут на приготовление молочных кашек и прочего самым незащищенным слоям населения - детям, пенсионерам.                                            

Кстати
Министерства и ведомства России часто расходятся в оценке доли фальсификата на рынке. Так, руководитель Роспотребнадзора Анна Попова в феврале оценивала долю фальсификата на молочном рынке России в 6–8%. Год назад Россельхознадзор заявил, что если в 2015 г. доля фальсификата на рынке молочной продукции в России составляла около 20%, то в 2016 г. - выросла до 30%. По данным этого ведомства, недобросовестные российские производители молока подмешивают в продукцию крахмал, мел, мыло, соду, известь, борную кислоту и гипс. Кстати, представители всех восьми отобранных для круглого стола образцов молока были приглашены на открытый разговор, однако согласились принять участие только два. Они и предложили сделать смотр молочной продукции в Ульяновске регулярным.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Нужен ли специальный орган, занимающийся проведением праздников?

Самое интересное в регионах