Владимир ТОЛСТОЙ 0 54

Юрий Мартынов: «У музыки нет «прописки»

Симфонический оркестр «Губернаторский» в Большом зале Ленинского мемориала закроет сезон концертом «Запад-Восток». Солировать будет профессор Московской консерватории известный пианист-виртуоз Юрий Мартынов, который дал «АиФ» эксклюзивное интервью.

Юрий Мартынов считает, что классическая музыка не развлечение.
Юрий Мартынов считает, что классическая музыка не развлечение. © / Laurent Becot Ruiz / Взято с сайта

- Юрий Вячеславович, концерт в Ульяновске, где вы будете солировать, именуется «Запад-Восток». А вам лично что ближе – русская музыкальная классика или западноевропейская музыка?

– Если речь идёт о том, чего больше в моём репертуаре, то получается, что западноевропейского. Но, вообще-то, это неверная постановка вопроса: она предполагает противопоставление, а его нет. Есть европейская музыка, и это не единый массив: существует множество национальных школ, и каждая занимает свою нишу. Одна из этих ниш – русская романтическая музыка. Есть и немало других, также созданных русскими композиторами разных времён и разных направлений. Так что я бы избегал принципа разделения «по прописке»... А есть, не будем забывать, и не европейская музыка, и много, но мы её плохо знаем, а потому, как правило, попросту не учитываем.

Вот для природного носителя принципиально иной музыкальной культуры (индийской, китайской и т. д., причём это крайне обобщённо), играющего музыку европейскую (в том числе и русскую) такой вопрос, наверное, правомерен. 

– Вы виртуозно играете на многих клавишных инструментах. Есть ли среди них самый любимый?

– Любой инструмент, а тем более тип инструмента – личность. Они все разные. Каждый из них очень многому меня научил и продолжает учить. Среди них нет лучших и худших: у каждого своё лицо, свой характер, и я скучаю по любому из них, если долго к нему не прикасаюсь.

На культуру не может быть моды

– В 90-х годах прошлого века вы стажировались во Франции, живёте и работаете в России. Есть ли принципиальные отличия в восприятии публикой классической музыки у нас и на Западе?

– Я регулярно играю за рубежом. Как-то так получилось, что заметно больше, чем в России. Публика везде разная. И у нас она тоже разная, и на Западе, и на Востоке – и Ближнем, и Дальнем. Но, честно говоря, я никогда не интересовался этим вопросом. Моя задача – увлечь слушателя за собой, «будь он хоть негр преклонных годов», как писал Маяковский. Но для этого я вовсе не должен подстраиваться под чьи-либо вкусы: мне кажется, исполнитель должен играть то, что ему наиболее дорого, в чём он предельно искренен и где ему по-настоящему есть что высказать.

– У классической музыки в России в последнее время становится всё больше поклонников. Это заметно по наполняемости концертных залов. Что это – подлинный рост культуры или дань моде?

– Моды на классическую культуру нет и никогда не было, если не считать временного повального увлечения, скажем, итальянской оперой. Мода – это следование чему-то кратковременному, а та же итальянская опера опирается на вековые традиции. Были модные артисты – это, безусловно, так, и так оно и останется. Но рост культуры – понятие растяжимое, выводы тут сделать можно только оглядываясь на некий пройденный период. Хотелось бы быть оптимистом и считать, что то, о чём вы говорите, – это только начало.

– Традиционный вопрос: чтобы вы пожелали ульяновской публике?

– Только всего самого хорошего! А если серьёзно, я бы хотел предостеречь от восприятия классической музыки как развлечения. Потому что это не более чем потребительство, к которому нас старательно подталкивают во всём мире. И чем более бездуховной становится наша цивилизация, тем важнее для нас те прорывы человеческого духа, в частности в музыке, которые позволяют нам оставаться людьми.

Фото: Laurent Becot Ruiz


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Власть собирается объединить усилия по защите прав потребителей. Получится?

Самое интересное в регионах