aif.ru counter

В Ульяновске завершился IV Международный театральный фестиваль

Через судьбы людей. В Ульяновске прошёл Завершился IV Международный театральный фестиваль «История государства Российского. Отечество и судьбы»

Сцена из спектакля «Раскас».
Сцена из спектакля «Раскас». © / culture.ru

Завершился IV Международный фестиваль «История государства Российского. Отечество и судьбы», где, помимо театров различных российских регионов, были представлены коллективы Молдавии и Белоруссии. Несмотря на появление границ, мы продолжаем жить в едином культурном пространстве.

Осознание эпохи

Фестиваль начался ещё в ноябре гастролями театра «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского. В этом театре играют замечательные актёры Валерий Шейман и Денис Юченков, служившие десяток лет тому назад в ульяновском драматическом театре, а сегодня, без преувеличения можно сказать, ставшие правой и левой рукой Марка Розовского, его очень близкими друзьями и коллегами, чьим мнением художественный руководитель театра очень дорожит. Во всех представленных спектаклях театра они играли практически заглавные роли. И как пошутил Валерий Шейман, он даже слегка обнажился в мюзикле «Милый друг» и затанцевал там. Денис Юченков, напротив, был блестящ и серьёзен в качестве лектора в «Анне Карениной. Lecturе».

Главный режиссёр и худрук Марк Розовский привозил четыре разноплановых потрясающих спектакля: первым был показан автобиографический спектакль мэтра «Папа, мама, я и Сталин». В одноимённой книге Розовский подробно и предельно откровенно рассказал трагическую историю своей семьи и впоследствии перенёс её на сцену.

– Это моя жизнь: в основе – трагическая судьба моей мамы и отца, – представил спектакль на открытии Марк Розовский. – Они любили друг друга, как Ромео и Джульетта. Это была потрясающая любовь. Их чувство жило в самое страшное время нашей многострадальной истории. Я родился в 1937 году, в Петропавловске-Камчатском, куда родители поехали строить социализм. Они были верны социализму, только закончили строительной институт и поехали на судоремонтный завод. Через восемь месяцев после моего рождения за отцом пришли совершенно неожиданно, хотя он работал инженером на стройке. Началась трагедия большой любви и разрыва, который возник в силу исторических катаклизмов. Этому ещё сопутствовали война, нищета, полуподвальная коммуналка из 83 жильцов, но так жило полстраны.

Ульяновскому зрителю показали мюзикл «О, милый друг!» по Ги де Мопассану, драму «Человек-волк», и закрывала гастрольные выступления постановка «Анна Каренина. Lecturе» (на основе лекции Владимира Набокова американским студентам о том, как надо читать «Анну Каренину» Льва Толстого). Режиссёром всех спектаклей стал Марк Розовский.

Как на передовой

В первых числах декабря фестиваль продолжился. На итоговой пресс-конференции министр искусства и культурной политики Ульяновской области Евгения Сидорова подчеркнула, что фестиваль был приурочен к нескольким событиям: во-первых, предстоящему Году театра, а во-вторых, дню рождения Николая Карамзина, историка Государства Российского. Кстати, Указ Президента России о праздновании его 250-летия в 2011-м и стал поводом для проведения первого фестиваля.

Впрочем, заместитель директора НИИ истории и культуры Ульяновской области Надежда Липатова отметила, что с годами фестиваль меняется: если раньше основной темой была государственность, то теперь тема любви к Отечеству раскрывается через судьбы людей, их мысли и чувства, а также через то, как зрители сопереживают персонажам даже в тех случаях, когда государство создаёт им проблемы… Например, Белорусский государственный молодёжный театр представил «Варшавскую мелодию» по пьесе Леонида Зорина, где препятствием для влюблённых становится указ, запрещающий советским гражданам браки с иностранцами. А в «Мальчише-Кибальчише» самолёты, пароходы и пионеры не салютуют в честь памяти главного героя, зато буржуины по-настоящему страшны. Но дети, собравшиеся в зале, их не боятся, потому что в победу-то верят…

Поделился впечатлениями от ульяновской публики и самого фестиваля почётный гость, народный артист России, главный режиссёр Московского драматического театра «Сфера» Александр Коршунов:

– Любой выезд на гастроли для нашего театра – экстрим, поскольку в нашем помещении – центральная игровая площадка, а зрители располагаются в амфитеатре. Каждый раз приходится адаптироваться, но в Ульяновске создалось ощущение, что перестроились мы быстро и легко. Фестиваль даёт возможность зрителю, особенно молодому, окунуться в пространство, которое создаётся не виртуальными мирами – даёт им то, чего им не хватает в реальной жизни.

Кстати, именно спектакль театра «Сфера» «Раскас», собранный по семи рассказам Василия Шукшина, особо отметила эксперт фестиваля, театральный критик Ольга Сенаторова, заметив, что магия Шукшина отражает исторический контекст, а очень тёплая реакция зрителей свидетельствует о ностальгии по светлому, доброму, душевному герою. Задумка режиссёра Ю. Беляевой полностью отразила подзаголовок постановки – выездной спектакль-концерт сельской самодеятельности. Действо полностью было сосредоточено на площадке открытого грузовика, как в добрые времена, где и проходили прямо в поле концерты сельской самодеятельности. Тот, кто давно мечтал встретиться с русским характером, самобытной игрой актёров взахлёб, так, чтобы душа у зрителя развернулась, как меха присутствующей на сцене гармошки, и долго крутились в голове народные «Летят утки» или лещенское «Всё что было…», – такое удовольствие получил! Зритель долго не отпускал со сцены заезжих артистов, пока те не пообещали вернуться в следующем году.

Ой, не зря Ольга Сенаторова заявила, что для неё этот фестиваль – передовая, поскольку каждый год он даёт новую пищу для размышлений и ресурс для дальнейшего развития, доносит голос истории и дух гражданства.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Какое событие 2018 года вам запомнилось больше всего?

Самое интересное в регионах
Роскачество