Сергей ГОГИН 0 54

Три семьи. Классика на современной сцене от «Золотой маски»

Как ставить классику на современной театральной сцене? Очевидно, так, чтобы от классических пьес и сюжетов не пахло нафталином, чтобы новое поколение зрителей увидело, услышало, почувствовало непосредственную связь произведения с нашим днём.

Лев Филиппов / АиФ

Слишком «традиционная» постановка может показаться скучной, а слишком авангардная – отпугнёт, того гляди, почтут насилием над классикой. Три спектакля-лауреата «Золотой маски», которые ульяновцы посмотрели в сентябре, счастливо избежали этих крайностей. Впрочем, сам статус лауреата такой премии – гарантия, что плохого не покажут.

«Чайка. Эскиз»

Спектакль Ярославского академического театра драмы им. Волкова «Чайка. Эскиз» по пьесе Чехова – это удачный ответ на вопрос «как ставить». Ответ, который даёт режиссёр-постановщик Евгений Марчелли, в общем, очевиден: в очередной раз вчитаться в канонический текст, читать между строк, искать то, что вызвано к жизни новым временем. А зрителям, когда отгремят аплодисменты, важно понять, про что был спектакль.

Эта «Чайка» – про соперничество, в первую очередь, между юной Ниной Заречной (Алёна Тертова) и стареющей Аркадиной (Анастасия Светлова). С одной стороны, это состязание актрис: на стороне первой – молодость, жажда жизни и творчества, энергия и целеустремлённость, у второй – опыт, чувство собственного достоинства, репутация в обществе, деньги. Но это и борьба двух женских самолюбий. В одной из сцен Нина, влюблённая в писателя Тригорина, сидит у него на коленях и с вызовом глядит на старшую соперницу. Но если борьбу за безвольного Тригорина Аркадина выигрывает, соблазнив того уютной рутиной жизни, то победа на театральных подмостках, по мысли режиссёра, останется всё-таки за Ниной. В начале спектакля знаменитый монолог «Люди, львы, орлы и куропатки…» она бубнит схематично и второпях, боясь забыть текст, то этот же монолог в финале спектакля произносит опытная, умудрённая жизнью и талантливая актриса, упоённая своим ремеслом и в этом превосходящая Аркадину.

Фото: АиФ/ Лев Филиппов

 

Две эти женские роли – ключевые, они отданы сильным актрисам, это самые яркие роли в спектакле. Этот спектакль и про то, от чего можно отказаться во имя славы и успеха. Аркадина, например, отказывается от материнской привязанности к единственному сыну и в итоге теряет его. Нина же на пути к столичным подмосткам отказывается от искренней любви Треплева, от родительского дома, от провинциального уюта, от «нормальной» семьи. Покинутый  матерью и возлюбленной, а впоследствии и утративший – без поддержки любовью – божью искру таланта, ранимый холерик Треплев сводит счёты с жизнью. Несмотря на тонны любви и её трагическое наполнение, режиссёру удалось выдержать чеховский жанр: это грустная, но всё же комедия.

«Русский роман»

Спектакль «Русский роман» Московского академического театра им. Маяковского получил в этом году целых три «Золотых маски»: в номинациях «Лучший спектакль в драме», «Лучшая женская роль» (Евгения Симонова), «Лучшая работа драматурга». При высоком качестве режиссёрской и актёрских работ, пожалуй, именно пьеса Марюса Ивашкявичуса, которую он писал два года, и стала фундаментом успеха.

В первую очередь, это история о Софье Толстой (её как раз играет Симонова), о том, как трудно быть женой гения. Одни обвиняли её в том, что она сделала жизнь Толстого невыносимой («он вас боится»), другие – что наоборот. «Я жила в тебе», – говорит она мужу; свою жизнь и мучительное служение ему она рассматривала как работу, как свой крест, и в этом главная проблема этой семьи. Слившись с мужем-гением, растворившись в нём, Софья утеряла своё «я», оказалась «незавершённой» как личность, отсюда её призыв к мужу: «Заверши меня!».

Незавершённое «я» Софьи Толстой страдает («Ты мученица, ты святая – прожила жизнь с таким человеком», – говорит ей сын). Страдание проявляется в сценах ревности – жена ревнует писателя к его героиням, она ревнует к женщинам даже 80-летнего Толстого. Самого же писателя, как следует из пьесы, привлекает не жена, ставшая привычной частью его самого, а простая женщина Аксинья – необразованная, но красивая и по-человечески целостная. Толстой как персонаж пьесы возникает лишь эпизодически, действие развивается вокруг его имени и невидимого присутствия, либо от имени его героев.

Справка
Региональный проект «Фестиваль «Золотая маска» в городах России» проводится с 2000 года. В Ульяновске спектакли-лауреаты и номинанты этой самой престижной театральной премии побывали уже в четвёртый раз. Руководство фонда «Ульяновск – культурная столица» намерено обратиться к дирекции фестиваля с просьбой на следующий год вновь включить Ульяновск в список городов – участников регионального проекта.

Эпиграфом к этому спектаклю можно поставить начало романа «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Недаром драматург выводит на сцену героев этого романа: Левина и Кити, Каренину и обоих её мужей. Известно, что Толстой зашифровал в фамилии Левин себя (утверждают, что фамилия героя пишется через «ё»), возможно, что отношения Левина и Кити, понимающих друг друга без слов, – это идеал семьи для самого Толстого.

А фантасмагорическая сцена из больного сна Анны Карениной, в котором у неё два мужа – Каренин и Вронский, готовых мирно сосуществовать, – это намёк на неисполнимое желание Софьи Толстой иметь «два мужа в одном»: и гениального писателя, и гениального семьянина. Но, как она убеждается, счастье и любовь несовместимы, жизнь не равна любви, а её муж принадлежит не ей, а человечеству и истории.

«Железо»

Совсем иная семейная история рассказана в очаровательном спектакле «Железо» Театра кукол Республики Карелия из Петрозаводска. «Железо» – это «горбатый запорожец», который для многих советских семей во времена дефицита был вожделенным транспортным средством, он же доминирует на пространстве сцены и претендует на роль главного героя. Это автомобиль-трансформер: когда нужно, он и комната, и кровать, и касса вокзала («Золотую маску» получил художник Виктор Антонов).

На сцене работают пять актёров живого плана и две куклы. Супруги Веня и Зина – типичные «маленькие люди», живут в любви и звёзд с неба не хватают.

Фото: АиФ/ Лев Филиппов

 

У Зины мечта – поехать к «морю с пальмами». Она зарабатывает на поездку надомным шитьём (добытчик именно она, а не добрый, малость непутёвый Веня), но Веня вместо билетов на юг покупает с рук подержанный «запорожец». Но его ещё надо отремонтировать и завести, и вот уже Зина безропотно, без упреков, зарабатывает на новый карбюратор и трамблёр, жизнь семьи начинает вращаться вокруг «железа».

В финале как награда за любовь, верность, понимание и терпение поездка к морю на своём «железе». Критики назвали этот спектакль «нежным», в нём слышатся отчётливые нотки ностальгии по тем временам, когда материальный статус не определял человеческих отношений, и автомобиль был ещё не элементом престижа в культуре потребления, а средством передвижения.

Случайно это или нет, но все три спектакля в итоге объединяет общая тема – каждый рассказывает историю семьи: проблемной семьи гениального писателя, распавшейся семьи большой актрисы, тёплой и крепкой семьи маленьких советских людей, «воспитывающих» свой старенький автомобиль.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Согласны ли вы с переездом МФЦ на улицу Минаева,6 (быв. магазин «Свияга»)?

Самое интересное в регионах