Сергей ЮРЬЕВ 0 93

Сергей Скрипка: «Энергетика зала – не пустые слова»

В конце мая в Ленинском мемориале состоится концерт Ульяновского симфонического оркестра «Губернаторский» под управлением народного артиста России Сергея Скрипки. Накануне он дал эксклюзивное интервью «АиФ».

Сергей Скрипка: «Я начинал работать в кино с Минковым, Догой, Петровым, Пахмутовой, Эшпаем, Крылатовым и т. д. и думал, что такие авторы будут всегда. Но сегодня понимаю, что золотой период кончился».
Сергей Скрипка: «Я начинал работать в кино с Минковым, Догой, Петровым, Пахмутовой, Эшпаем, Крылатовым и т. д. и думал, что такие авторы будут всегда. Но сегодня понимаю, что золотой период кончился». © / Skripka-dirizh / Commons.wikimedia.org

Мода на «тапёрство» проходит

– Сергей Иванович, вы уже сорок лет работаете в Государственном симфоническом оркестре кинематографии. Как изменилось за это время качество музыки для кино?

– Этот процесс идёт, как и всякий другой, по синусоиде. То вниз, то вверх. К сожалению, многих авторов, писавших замечательную музыку, с нами уже нет. Пришло новое поколение, которое начало подражать музыке, которая больше тяготеет к западной традиции. Сейчас в моде этакое новое тапёрство, когда музыка только иллюстрирует то, что происходит на экране. Но в последнее время возникает ощущение, что такая тенденция уходит, что наметился некоторый подъём.

– Считаете ли вы кино средством воспитания вкуса к классической или просто хорошей музыке?

– Следует понимать: человек, который смотрит фильм, пришёл в кинотеатр не затем, чтобы слушать музыку. Если за кадром звучит настоящий хороший оркестр и достойная музыка, то это, вероятно, в какой-то мере воспитывает вкус. Но проблема в том, что сейчас даже в неплохих фильмах музыкальное сопровождение делается с помощью синтезатора. Так что едва ли такие фильмы могут выполнить подобные задачи. Да они обычно и не ставятся…

– Отличается ли провинциальная публика от столичной? Если отличается, то чем?

– К сожалению, я давно не ездил на гастроли. После очень долгого перерыва решил приехать в свой любимый Ульяновск. Вообще-то публику сравнивать непросто. В провинции публика всегда была чуть-чуть менее искушённой, но более открытой. В столичных городах люди несколько пресыщены.

Кстати
В этот раз публике будет представлена полюбившаяся многим музыка из фильмов «Война и мир», «Мой ласковый и нежный зверь», «Формула любви», «Петербургские тайны» и других картин, ставших классикой отечественного кино.

А вообще-то любой человек, который пришёл на концерт, как правило, готов к восприятию музыки. Те, кто не готов, просто не ходят на концерты. Ещё недавно чувствовалось, что люди меньше интересуются симфонической музыкой, но в последнее время пошёл обратный процесс. Например, концерты для детей проходят при полных залах. Видимо, родители начали проявлять больше заботы о том, чтобы их дети выросли в людей, наделённых хорошим вкусом, с высоким уровнем культуры. Сейчас идёт процесс нарождения новой публики, и я надеюсь, что всё будет хорошо.

Искусство победило кибернетику

– Насколько от мастерства дирижёра зависит качество звучания оркестра?

– Любой дирижёр воздействует на оркестр своей энергией, своими знаниями и другими индивидуальными качествами, которым далеко не всегда можно дать какое-то определение. Мы никогда не будем точно знать, на какие духовные рецепторы воздействует искусство. Естественно, и оркестр откликается по-своему на нового для себя дирижёра, а если музыканты ещё и доверяют ему, то получается вообще хорошо…

– Дирижёр обычно стоит спиной к публике. Как вы чувствуете настроение зала?

– Настроение зала ощущается по той атмосфере, которая там возникает. Её передают и шевеления, и звуки, и звенящая тишина, которая очень мобилизует дирижёра.

Энергетика зала – это не пустые слова. Она действительно существует. Она подпитывает и дирижёра, и оркестр. От качества восприятия во многом зависит и качество исполнения. Но этого не объяснить. Если бы музыку можно было выразить словами, то её заменили бы литературой.

Сергей Скрипка
Сергей Скрипка. Фото: АиФ/ Сергей Юрьев

– Можете ли вы назвать произведения современных российских композиторов, которые войдут в золотой фонд мировой классической музыки? Есть ли имена, которые останутся на века?

– Я не могу и не хочу претендовать на роль оракула. Например, Бах был забыт вскоре после смерти, и только в начале XIX века начал возрождаться интерес к его музыке. Заранее трудно сказать, что именно сохранится для будущих поколений. Из всех классиков, которых мне удалось застать, могу назвать только Дмитрия Шостаковича и Сергея Прокофьева – вот они, безусловно, останутся на века. Их музыка прошла проверку временем, в ней заложены идеи, которые интересуют нас и наверняка будут интересовать наших потомков. Что касается современных композиторов, то гадать бессмысленно. Судьба молодых авторов зависит от молодых исполнителей. Если музыка исполняется, то она будет жить.

– Вы назвали Ульяновск любимым. Чем же наш город так вам дорог?

– Я впервые посетил Ульяновск в 1970 году – в год столетия Ленина. Тогда здесь собрали всех, кто получил какие-то премии на всесоюзном конкурсе студенческих научных работ. Тогда моя работа «Искусство и кибернетика» заняла третье место. Сюда же приехала Ирина Владимировна Поморцева, методист из Министерства культуры СССР. Мы познакомились, она прочла мою работу, помогла мне преодолеть неуверенность в себе и принять решение поступать в Московскую консерваторию. Так что Ульяновск для меня не только любимый город, но и в какой-то мере судьбоносный…

Вы когда-нибудь считали количество фильмов, для которых записали музыку?
– Лет десять назад я насчитал свыше 600 фильмов. Сколько за последние 10 лет я наработал, не знаю. Может, под тысячу. Смотря как считать. Если в сериале 36 серий, как его считать? Мультфильмы считать? А научно-популярные? Я, в общем, считаю только художественные и некоторые мультипликационные. Например, очень горжусь мультфильмом «Каникулы в Простоквашино». А также фильмами, в титрах которых моей фамилии даже нет, но в работе над ними я тоже участвовал: «Любовь и голуби», «Москва слезам не верит» и «Маленькие трагедии». Из интервью Владимиру Полупанову. 27.08.2014 г.

 

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Что вы думаете о повышении пенсионного возраста?

Самое интересное в регионах