Сергей ЮРЬЕВ 0 40

Сергей Скрипка: «Энергетика зала – не пустые слова»

В конце мая в Ленинском мемориале состоится концерт Ульяновского симфонического оркестра «Губернаторский» под управлением народного артиста России Сергея Скрипки. Накануне он дал эксклюзивное интервью «АиФ».

Сергей Скрипка: «Я начинал работать в кино с Минковым, Догой, Петровым, Пахмутовой, Эшпаем, Крылатовым и т. д. и думал, что такие авторы будут всегда. Но сегодня понимаю, что золотой период кончился».
Сергей Скрипка: «Я начинал работать в кино с Минковым, Догой, Петровым, Пахмутовой, Эшпаем, Крылатовым и т. д. и думал, что такие авторы будут всегда. Но сегодня понимаю, что золотой период кончился». © / Skripka-dirizh / Commons.wikimedia.org

Мода на «тапёрство» проходит

– Сергей Иванович, вы уже сорок лет работаете в Государственном симфоническом оркестре кинематографии. Как изменилось за это время качество музыки для кино?

– Этот процесс идёт, как и всякий другой, по синусоиде. То вниз, то вверх. К сожалению, многих авторов, писавших замечательную музыку, с нами уже нет. Пришло новое поколение, которое начало подражать музыке, которая больше тяготеет к западной традиции. Сейчас в моде этакое новое тапёрство, когда музыка только иллюстрирует то, что происходит на экране. Но в последнее время возникает ощущение, что такая тенденция уходит, что наметился некоторый подъём.

– Считаете ли вы кино средством воспитания вкуса к классической или просто хорошей музыке?

– Следует понимать: человек, который смотрит фильм, пришёл в кинотеатр не затем, чтобы слушать музыку. Если за кадром звучит настоящий хороший оркестр и достойная музыка, то это, вероятно, в какой-то мере воспитывает вкус. Но проблема в том, что сейчас даже в неплохих фильмах музыкальное сопровождение делается с помощью синтезатора. Так что едва ли такие фильмы могут выполнить подобные задачи. Да они обычно и не ставятся…

– Отличается ли провинциальная публика от столичной? Если отличается, то чем?

– К сожалению, я давно не ездил на гастроли. После очень долгого перерыва решил приехать в свой любимый Ульяновск. Вообще-то публику сравнивать непросто. В провинции публика всегда была чуть-чуть менее искушённой, но более открытой. В столичных городах люди несколько пресыщены.

Кстати
В этот раз публике будет представлена полюбившаяся многим музыка из фильмов «Война и мир», «Мой ласковый и нежный зверь», «Формула любви», «Петербургские тайны» и других картин, ставших классикой отечественного кино.

А вообще-то любой человек, который пришёл на концерт, как правило, готов к восприятию музыки. Те, кто не готов, просто не ходят на концерты. Ещё недавно чувствовалось, что люди меньше интересуются симфонической музыкой, но в последнее время пошёл обратный процесс. Например, концерты для детей проходят при полных залах. Видимо, родители начали проявлять больше заботы о том, чтобы их дети выросли в людей, наделённых хорошим вкусом, с высоким уровнем культуры. Сейчас идёт процесс нарождения новой публики, и я надеюсь, что всё будет хорошо.

Искусство победило кибернетику

– Насколько от мастерства дирижёра зависит качество звучания оркестра?

– Любой дирижёр воздействует на оркестр своей энергией, своими знаниями и другими индивидуальными качествами, которым далеко не всегда можно дать какое-то определение. Мы никогда не будем точно знать, на какие духовные рецепторы воздействует искусство. Естественно, и оркестр откликается по-своему на нового для себя дирижёра, а если музыканты ещё и доверяют ему, то получается вообще хорошо…

– Дирижёр обычно стоит спиной к публике. Как вы чувствуете настроение зала?

– Настроение зала ощущается по той атмосфере, которая там возникает. Её передают и шевеления, и звуки, и звенящая тишина, которая очень мобилизует дирижёра.

Энергетика зала – это не пустые слова. Она действительно существует. Она подпитывает и дирижёра, и оркестр. От качества восприятия во многом зависит и качество исполнения. Но этого не объяснить. Если бы музыку можно было выразить словами, то её заменили бы литературой.

Сергей Скрипка
Сергей Скрипка. Фото: АиФ/ Сергей Юрьев

– Можете ли вы назвать произведения современных российских композиторов, которые войдут в золотой фонд мировой классической музыки? Есть ли имена, которые останутся на века?

– Я не могу и не хочу претендовать на роль оракула. Например, Бах был забыт вскоре после смерти, и только в начале XIX века начал возрождаться интерес к его музыке. Заранее трудно сказать, что именно сохранится для будущих поколений. Из всех классиков, которых мне удалось застать, могу назвать только Дмитрия Шостаковича и Сергея Прокофьева – вот они, безусловно, останутся на века. Их музыка прошла проверку временем, в ней заложены идеи, которые интересуют нас и наверняка будут интересовать наших потомков. Что касается современных композиторов, то гадать бессмысленно. Судьба молодых авторов зависит от молодых исполнителей. Если музыка исполняется, то она будет жить.

– Вы назвали Ульяновск любимым. Чем же наш город так вам дорог?

– Я впервые посетил Ульяновск в 1970 году – в год столетия Ленина. Тогда здесь собрали всех, кто получил какие-то премии на всесоюзном конкурсе студенческих научных работ. Тогда моя работа «Искусство и кибернетика» заняла третье место. Сюда же приехала Ирина Владимировна Поморцева, методист из Министерства культуры СССР. Мы познакомились, она прочла мою работу, помогла мне преодолеть неуверенность в себе и принять решение поступать в Московскую консерваторию. Так что Ульяновск для меня не только любимый город, но и в какой-то мере судьбоносный…

Вы когда-нибудь считали количество фильмов, для которых записали музыку?
– Лет десять назад я насчитал свыше 600 фильмов. Сколько за последние 10 лет я наработал, не знаю. Может, под тысячу. Смотря как считать. Если в сериале 36 серий, как его считать? Мультфильмы считать? А научно-популярные? Я, в общем, считаю только художественные и некоторые мультипликационные. Например, очень горжусь мультфильмом «Каникулы в Простоквашино». А также фильмами, в титрах которых моей фамилии даже нет, но в работе над ними я тоже участвовал: «Любовь и голуби», «Москва слезам не верит» и «Маленькие трагедии». Из интервью Владимиру Полупанову. 27.08.2014 г.

 

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Нравится ли вам архитектура Ульяновска?